Александра Осипова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Полярники и метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Полярники и метеорологи“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: познакомить детей с профессиями «полярник» и «метеоролог».
Программное содержание: учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере антарктических станций, наблюдений за изменениями в погоде, таянием ледников; работы служб предупреждения о природных бедствиях: ураганы, циклоны, формировать представление о человеке как о части живой природы.
Материалы и оборудование: пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши; глобус; карточки с изображением предметов: календарь, компас, градусник уличный, утеплённая одежда, спальный мешок, термос, очки от солнца, снегокат, лыжи, письменные принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, верёвка, лестница с крюками, карты с циклонами, ласты, шезлонг, зонт, кепка, канистра с водой, палатка; мягкие модули, кубики, спасательный круг; емкость с водой; иллюстрации по теме.
Планируемые результаты: у детей сформированы знания о профессиях «полярник» и «метеоролог».
Ход занятия
Вводная часть
- В прошлый раз мы с вами путешествовали в Австралию. Остался у нас только один континент, на котором мы ещё не были. Кто найдёт его на глобусе? (Вот он.)
- Можно ли по карте определить, где на нашей Земле холодно? (Да, льды нарисованы белой краской.)
- Это верно. В каком месте, обозначенном белым цветом, мы уже побывали? (На Северном полюсе.)
- Правильно. А сегодня мы отправимся на другую сторону земного шара, на Южный полюс. Что вы представляете, когда слышите слово «южный»? (Тёплое море, жару.)
- На Южном полюсе, который называется Антарктидой, никогда не бывает тепло. Это самое холодное место на Земле.
II. Основная часть
Игра «Собери рюкзак»
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду.
В холодильнике и то было б жарче без пальто.
- Как вы думаете, могут ли там жить люди? (Нет, там очень холодно.)
- А вот и не угадали. Конечно, там живёт очень мало людей, и они туда приезжают работать не некоторое время, но люди в Антарктиде живут. Впервые на Южном полюсе побывал европеец Руаль Амундсен около 100 лет назад. Интересно, что примерно в это же время другой европеец, Роберт Пири, побывал на Северном полюсе. Группа людей, отправляющаяся в такие опасные путешествия, называется полярной экспедицией. Хотите попутешествовать вместе с такой экспедицией, плывущей в Антарктиду? (Да, конечно.)
- Тогда нам нужно для начала помочь собрать им вещи. Будьте внимательны. Предметов может быть только пять.
Затруднение – дети взяли те предметы, которые брали в поход раньше (палатку, фляжку с водой, и пр.)
- Собрались? Теперь посмотрим, как с помощью этих предметов согреться, поспать, попить, вымыться, поесть, передвигаться, вести наблюдения, действовать в непредвиденных ситуациях (обморожение, трещины во льдах и пр.) разве можно согреться в палатке, если ты находишься во льдах? А как замёрзшую воду достать из фляжки?.
2. Беседа о полярниках и метеорологах
- Давайте поступим так: я вам буду рассказывать, а вы – исправлять свои ошибки. Договорились?
- Как же мы доберёмся до Антарктиды? (На корабле.)
- Правильно, и поплывём мы через Атлантический океан. Он расположен между Евразией и Африкой с одной стороны и Америкой – с другой.
Воспитатель показывает на глобусе.
- В пути нас подстерегают опасности: циклоны и ураганы. Они приносят людям большие беды. Сильный ветер и дождь могут перевернуть корабль, разбить его о скалы. Но ещё больший вред ураганы приносят на суше. Дождь может вызвать наводнение, сильный ветер ломает всё на своём пути, вырывает с корнями деревья, разрушает дома, уничтожает сады и огороды. А если с циклоном приходит холодный ветер, то может выпасть сильный снегопад или град. За передвижениями циклонов и ураганов следят метеорологи, работающие в таких экспедициях, как наша. Они вовремя передают на сушу предупреждение об опасности. Каждый день по телевизору вы можете услышать прогноз погоды на следующий день – это работа метеорологов. Им помогают спутники, которые из космоса фотографируют Землю. Всю эту информацию сравнивают с наблюдениями с Земли и составляют прогноз на несколько дней вперёд.
- Но не только метеорологи находятся в полярной экспедиции. Помните, я вам рассказывала об экологах? Что они делают? (Охраняют природу, следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воду и воздух и не отравили людей.)
- Правильно. Экологи обязательно есть в каждой научной экспедиции. Они берут пробы воды, пока корабль плывёт, а в Антарктиде они будут брать пробы воздуха и льда. Льды там образовались много столетий назад, и, сравнивая их чистоту с водой, которая была взята сейчас, можно сделать вывод о том, насколько изменилась окружающая среда.
- В полярной экспедиции обязательно должны быть спасатели. Много неожиданностей преподносит Антарктида своим исследователям. Это и трещины во льдах, и айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжёлые глыбы и отправляются в путешествие по океану.
3. Опыт
- Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Лёд легче воды, поэтому он и не утонул. Где большая часть льда – под водой или над водой? (Под водой.)
- Да, под водой находится большая часть айсберга, который достигает размеров с дом, причём над водой видна вполне безобидная и иногда даже незаметная верхушка. Как вы думаете, представляет ли айсберг опасность для кораблей?
Возможно, дети слышали историю о «Титанике», если нет, то можно её рассказать.
4. Физкультминутка «Шторм»
Мягкие модули разной высоты лежат в виде «Дорожки». Дети встают с одной стороны этой «дорожки» с кубиками в руках. Воспитатель стоит с другой и качает стол, на который дети складывают кубики.
- Внимание! Приборы на нашем корабле показывают, что к нам приближается шторм. Нам нужно спасти наш корабль. Представьте, что вы стоите на корабле, ветер усиливается, и волны поднимаются всё выше и выше. Если вы потеряете равновесие, то попадёте в воду. Вам надо перебраться на другую сторону корабля и перенести туда груз так, чтобы корабль не перевернулся. Если кто-то окажется за бортом, то его нужно спасти – кинуть ему спасательный круг.
5. Беседа
- Чем ближе мы подплываем к Антарктиде, тем холоднее становиться. Что происходит с водой при понижении температуры. (Она превращается в лёд.)
Мы идём себе вперёд,
Очень удивляемся:
Слева – лёд,
И справа – лёд,
Перед носом – тоже лёд,
Где же он кончается?
- И действительно, вокруг нас ледовая пустыня. Как же плыть дальше? (На ледоколе.)
- Вспомните, как образовалось это слово. (Корабль, который лёд колет.)
- Молодцы!
6. Работа в пособии – Задание 2
- А теперь выполним задание на сообразительность. Отметьте погоду в Антарктиде и у нас сегодня. Где теплее?
- Где круглый год зима?
7. Работа в пособии – Задание 3
- Вспомните, что я рассказывала про ураганы. Расставьте рисунки в порядке усиления ветра и правильно назовите это погодное явление.
8. Работа в пособии – Задание 4
- Какие осадки вы знаете?
- Зачеркните лишнюю картинку.
- Какие осадки идут в Антарктиде?
III. Заключительная часть
Работа в пособии – Задание 1
- Можете ли вы теперь показать в задании 1, что мы возьмём с собой в полярную экспедицию? (Да, конечно.)
- А как вы считаете, могут полярники быть трусливыми и слабыми?