Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию с старшей группе «Богатыри — защитники Руси»

Татьяна Петрова
Конспект занятия по познавательному развитию с старшей группе «Богатыри — защитники Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

(Дети стоят у выставки картин «Русское раздолье»).

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

- Как по-другому мы можем назвать нашу Родину? (Россия, Отчизна, Отечество)

-Верно. Землю, на которой издревле жили отцы и дети, назвали Отечеством, Отчизной, Отчим краем.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с старшей группе „Богатыри — защитники Руси“» размещена в разделах

Давным –давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота. Жили на этой земле славяне.

Более тысячи лет назад славяне основали свое государство Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей.

Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

- Как их называли? (богатыри)

-Правильно,их называли богатырями.

Силен, как сильный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает земля, от злобных басурман.

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим богатыря и послушаем мой рассказ.

Главной в облачении воина-богатыря была кольчуга. Она имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Весила кольчуга 7 кг. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя.

На руках закреплялись «наручни»,а на ногах «поножи».

Железный конусообразный шлем (шелом) изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, бармица – кольчужный капюшон – крепилась к шлему с боков и сзади, полностью закрывая шею. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мячей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки. Его могли крепить к шлему или носить отдельно. Шлем украшали орнаментом, узором. Кто был побогаче тот, украшал позолотой, серебряными пластинами.

Богатыри на Русь были конными, хорошо вооруженными воинами. В комплект вооружения входили: копье на длинной ручке, колчан со стрелами, палица, булава, меч и ножны, щит.

Меч изготавливался из специальной стали и называли его булатным. Рубить врага таким мечом можно было много лет. Он не тупился, не гнулся и не ломался. Меч и ножны тоже украшались узором.

А вот на щит наносился знак Солнца. Этот знак был призванпомогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

Родовым деревом в древней Руси считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и гость родной земли.

Этот обычай – брать с собой горсть родной земли, если уезжаешь куда-то далеко и надолго, сохранился до сих пор.

А еще, ребята, собираясь на службу или в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословения у отца, матери или старшего по роду. А уходя, кланялись на все четыре стороны и читали молитву.

Подвиги русских богатырей отразились в творчестве художников.

- Вот такую картину написал Виктор Михайлович Васнецов.

- Как бы вы ее назвали?

- Ваше мнение совпало с мнением художника, он ее тоже назвал «Богатыри». Давайте рассмотрим ее и побеседуем по ней.

- Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

- Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем?

- Что за беда с ним приключилась?

- Кто его от этой беды избавил?

- Кто справа от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Аня, расскажи о Добрыне Никитиче! (Он очень мужественный, выносливый, обладает огромной физической силой. В силе уступает только Илье Муромцу. Он был вежлив, учтив, дипломатичен. Десять лет служил в людях, выполнял разную работу. С двенадцати годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.)

- А кто самый молодой из богатырей? (Алеша Попович)

- Какими качествами обладал Алеша Попович? (хитростью, смекалкой, дерзостью)

- Куда смотрит каждый богатырь? (Они смотрят вдаль – не видать ли врагов)

- Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы, семьи свои).

- Давайте мы сейчас немного отдохнем, а потом продолжим наше занятие. (Дети играют в игру «Назови правильно», стоя в кругу. Дети соревнуются в собирании пазлов «Богатырь».)

- А еще, ребята, про подвиги богатырей русский народ слагал сказки и былины. Рассказывали эти былины гусляры.

- Встречайте гостей!

(звучит музыка – гусли, входит гусляр)

Гусляр:

Под славным городом, под Киевом

Стояла застава богатырская.

На заставе атаманом был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул Алеша – поповский сын.

(Звучит музыка, входят три мальчика в костюмах богатырей)

Илья Муромец:

Сидел Соловей – Разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей – Разбойник, дапо-соловьему,

Рычал злодей - разбойник по-звериному.

Но срубил я ему буйну голову,

Говорил при том таковы слова:

«Полно свистать по - соловьему,

Полно кричать по-звериному,

Полно стращать малых детушек».

(Звучит музыка)

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке,

Вдруг не дождь дождит,

Не гром гремит,

То Змей Горыныч летит.

И таковы слова говорит:

Я тебя в полон возьму

Или огнем сожгу»

Изловчился я, ударил Горынище,

Упал Змей насыру землю,

Запросил пощады.

(звучит музыка)

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

Что сам он огромного росту,

Конь под ним, как лютый зверь

Изо рта пламень пышет,

Из ушей дым столбом.

Все боятся лютого.

Как хлестунл я его по голове,

Так и упал он насыру землю.

(звучит музыка)

Гусляр:

Ой вы, гой еси,богатыри да святорусские,

Седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество.

И поклон вам от Руси и во веки веков.

(кланяются зрителям и уходят)

- Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом люди сложили пословицы.

• Не родом славен богатырь, а подвигом.

• Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать.

• Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.

• С родной земли умри, но не сходи!

• Крепка рука у нашего богатыря.

- Богатыри оставили своим потомкам завет:

Защищать свою Родину, беречь ее.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

• Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.

- Что бы вы могли пожелать будущим поколениям?

Сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Слава Русской стороне, слава русской старине

- А сейчас я подарю вамталисман «Листочек дуба», дома вы раскрасите их и расскажите родителям о храбрых богатырях – защитниках Земли Русской.

Образовательная область: «Познание».

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Цели:

- формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих богатырях – защитниках русской земли;

- приобщать детей к русским истокам и народной культуре через у. н. творчество, рассматривание картин русских художников;

- продолжать формировать интерес к истории России, уважение к русским воинам, желание подражать им;

- закреплять знания детей о названии доспехов и предметов вооружения русского богатыря.

- расширять и обогащать словарный запас детей;

- продолжать формировать умение детей брать на себя роль, действовать в ней, произносить текст от имени персонажа эмоционально, выразительно.

Предварительная работа.

Чтение былин о русских богатырях.

Материал:

Репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Картины с изображением оружия и доспехов богатыря.

Пословицы о воинской доблести, о Родине.

Аудиозаписи: песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», звучание гуслей.

Словарная работа:

Русь, славяне, русичи, богатыри, былины, гусляры, доспехи: кольчуга, шлем, наносник, бармица, наручни, поножи, оружие богатырей : меч, щит, лук, колчан со стрелами, копье, булава, палица

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Фотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группеФотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группе Цели и задачи: • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской;.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи» Программное содержание: • сформировать у детей элементарные представления о микробах, об их пользе и вреде; • познакомить детей с профессией.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с старшей группе «Богатыри — защитники Руси»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 06:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с старшей группе «Богатыри — защитники Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петрова (УИ 2513628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД