Ольга Константиновна
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Насекомые на участке» для детей 4–5 лет
▼ Скачать
Возрастная категория: 4 – 5 лет.
Тема: «Насекомые на участке».
Цель: создание благоприятных условий для расширения знаний детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с многообразием природы родного края, представителями животного мира;
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) „Насекомые на участке“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- учить детей группировать объекты живой природы на основе особых признаков;
- рассказать об особенностях жизнедеятельности некоторых насекомых, их механизмах защиты.
Развивающие :
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Образовательная область:«Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ.
Оборудование и материалы: колокольчик, костюм Лунтика, картинки для игры (контуры цветов, за которыми лежат картинки кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела, жук, стрекоза, муха).
Демонстрационный: иллюстрация божьей коровки, иллюстрация пчелы.
Раздаточный: карандаши, распечатанные прил. 1, 2, 3.
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).
Воспитатель:
Колокольчик, ты звени,
Всех детей в кружок зови.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поздороваться друг с другом.
Приветственная игра «Эхо».
Ребята, сейчас каждый из вас будет произносить своё имя по слогам, прохлопывая его. А все остальные дети в кругу будут повторять это действие.
(Дети играют в игру).
(Неожиданно из спальни доносится плач).
Воспитатель: Ой, ребята, кто это там плачет? Давайте посмотрим, вдруг нужна помощь!
(Дети вместе с воспитателем открывают дверь).
Воспитатель: Ой, ребята, здесь же Лунтик!
Лунтик (входит Лунтик) : Привет, ребята! Я прилетел с другой планеты на Землю и уже нашел много друзей! Но, к сожалению, я не знаю, какие насекомые мои друзья, никак не могу в этом разобраться! Может, кто-нибудь из вас сможет мне помочь это узнать?
Дети: Мы поможем!
Воспитатель: Как я рада, друзья, что вы такие добрые и отзывчивые!
Этап 1. Игра с картинками.
Воспитатель: Ребята, Лунтик со своими друзьями часто играет в прятки у нас на участке. Сейчас мы найдем насекомых и подскажем Лунтику, с кем он дружит!
(Дети смотрят под цветы и называют насекомых, которых они видят).
Насекомые за цветами : кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела, жук, стрекоза, муха.
Воспитатель: Вы правильно назвали всех насекомых. А сейчас мне хотелось бы вам рассказать, почему этот вид так называется. Все дело в том, что у них на брюшке есть насечки, именно благодаря этим насечкам - полосочкам их назвали насекомые!
Этап 2.
Воспитатель: Ещё наш Лунтик дружит с множеством бабочек. Нужно ему рассказать, что если с крыльев бабочки случайно слетит пыльца, то она пострадает или даже погибнет. Вот почему с бабочками нужно очень осторожно играть. А лучше - просто наблюдать за их красотой. Сейчас я вам покажу фотографии подружек Лунтика, они тоже живут на нашем участке. На иллюстрациях вам нужно будет отыскать пары одинаковых бабочек.
(Дети выполняют задание индивидуально. Прил. 1).
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, мы уже довольно давно изучаем насекомых вместе с Лунтиком. Пора немного отдохнуть и выполнить разминку. Физкультминутка «Утром бабочка проснулась» (Дети выполняют упражнение 2 раза).
Этап 3.
Воспитатель: Ещё наш Лунтик дружит с божьей коровкой (Педагог демонстрирует иллюстрацию). Он все время удивляется её яркой окраске. Как вы думаете, почему многие насекомые зелёные и коричневые, маскируются под окружающую среду, а божья коровка такая яркая и ничего не боится?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Все это из-за того, что природа наградила её особым механизмом защиты. Она может выделять белое вещество –«молочко», которое является ядом для птиц и других хищников. Вот почему её назвали коровка. Её окрас говорит: «Не ешь меня, я ядовитая». Иногда коровки оставляют за собой опасный след из молочка. Сейчас мы с вами пройдем по следам божьей коровки карандашами. Но сначала подготовим ручки к работе.
Пальчиковая игра «Насекомые».
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем :
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину).
(Дети рисуют по пунктиру - прил. 2).
Этап 4.
Воспитатель: Нашего Лунтика приютили у себя пчёлы (иллюстрация пчёл). Это очень трудолюбивые насекомые. Они собирают нектар и благодаря особому секретному ингредиенту в их слюне делают мёд. Работают пчелки очень много. Это нужно, чтобы выкормить собственных деток. Мёд - главное пропитание для них.
Ребята, посмотрите, на ваших листах пчела нарисована не до конца. Предлагаю вам закончить картинку и раскрасить её по собственному желанию.
(Дети рисуют. Прил. 3).
Лунтик (Хвалит и прощается с ребятами) : Ребята, спасибо вам большое за помощь!
Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Друзья, кому мы сегодня помогли? Что сделали? (Дети отвечают на вопросы).Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем на нашем участке. Попробуем найти на нем насекомых.
Список использованных ресурсов:
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.