Елена Вячеславовна
Конспект занятия по познавательному развитию «Край наш кубанский — родной Усть–Лабинск»
Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятия «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
• способствовать формированию представлений детей о родном крае;
• познакомить с понятием «малая Родина»;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Край наш кубанский — родной Усть–Лабинск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• воспитывать любовь к родному краю, району.
Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, рассматривание цветных иллюстраций, ИКТ.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Ты Кубань, ты наша Родина», иллюстрации, карта Краснодарского края, альбом «Кубань- родная земля», магнитофон с записью стихов и песни «Курень» В. Кондаурова.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, я вам сейчас хочу прочитать стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережём,
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлем!
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение? (ответы)
Что такое Родина?
Дети: - Где мы родились. Где мы живем (Выслушиваются ответы детей) .
Воспитатель: Там, где вы родились, там где вы живете и есть Родина, а точнее наша малая Родина. Дети, кто из вас знает, как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом?
Дети: - Кубань.
Воспитатель: - Послушайте аудио запись ещё с одним стихотворением (аудио запись).
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение? (ответы)
Дети: - О нашей земле, о казаках.
Воспитатель: - Правильно. Это стихотворение о нашей земле, о казаках. Земля, где мы живем, называется Кубанью.
Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Здесь есть и равнины, и холмы, и даже горы (рассказ сопровождаю показом презентации «Ты Кубань, ты наша Родина»). Самая большая река так и называется – Кубань – матушка. На Кубани много рек и два моря: Азовское и Черное. А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Кубанскую землю называют жемчужиной России.
Дети, как называется столица Краснодарского края?
Дети: - Краснодар.
Воспитатель: - Краснодар – это главный город Кубани. А как называется самая большая река в нашем крае?
Дети: - Кубань.
Воспитатель: - А в каком городе мы с вами живём?
Дети: - г. Усть- Лабинск.
Воспитатель: - А кто знает почему наш город назвали Усть – Лабинском?
Дети: - Потому что он стоит на устье двух рек Кубани и Лабы, отсюда название нашего города Усть- Лабинск.
Наш край большой и богатый, красивый! Много людей разных национальностей живут в нашем крае. Давно, еще с древности, Кубань заселяли переселенцы с Украины, запорожские казаки, с Дона – донские казаки. Дети, кто объяснит значение слова «переселенцы»? (Помогаю детям) Воспитатель: - Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи. Послушайте кубанскую песню «Курень» исполнении казачьего хора слова и музыка В. Кандаурова.
Курень
1. Над Кубань-рекой, возле Усть-Лабы,
Крепость-град возвели казаки.
И с казачками черноокими поселились они.
Речка быстрая бежит, на горе курень стоит,
Далеко, на косогоре, песня звонкая летит.
2. Много лет прошло с тех далёких пор.
Крепость-град над Кубанью расцвел
Но казаченьки с казачатами
Проживают, как прежде, в нём.
3. Пушки в крепости наш покой хранят.
Любо весело для ребят.
Как казаченьки с песней звонкою,
Вдоль по улице пролетят.
Физминутка:
Могучие горы, степные просторы - (Руки над головой, пальцы обеих рук касаются друг друга. Разводят руки в стороны) Приморского берега грань - (Наклон вперед, руки вперед, затем в стороны) Леса и поляны, сады и лиманы – (Правая рука вверх, затем вниз. Тоже самое левой рукой) Все это родная Кубань - (Хлопают в ладоши) Родные станицы, разливы пшеницы - (Выполняют «пружинку». Кружатся на месте) Плывет за комбайном комбайн - (Волнообразные движения рукой) Огни городские, гудки заводские – (Шагают на месте. Прыгают на месте) Все это родная Кубань - (Хлопают в ладоши.) Дары свои щедро открыли нам недра - (Приседают, выставляют ногу на пятку) Морями разлились хлеба - (Поскоки с ноги на ногу на месте.) Здесь труд величавый сроднился со славой – (Шагают на месте) Все это родная Кубань - (Хлопают в ладоши) Веселые песни летят в поднебесье – (Выполняют «пружинку». Поднимают руки вверх) Открытая ввысь глубина - (Машут руками над головой) И нету красивее края в России - (Прыгают на месте) Чем наша родная Кубань - (Хлопают в ладоши) .
Воспитатель: - Ребята, а как называется наш район?
Дети: -Усть- Лабинский район.
Воспитатель: - Как называется наш город?
Дети: - г. Усть- Лабинск.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что казаки всегда пользовались уважением? Они были смелыми защитниками, наездниками, веселыми танцорами, прекрасными певцами и великими тружениками. У каждого народа существует свой национальный костюм, и у казаков есть своя неповторимая одежда. Сейчас я вам покажу, какие красивые наряды носили казаки и казачки (показ картин «Кубанская одежда»).
- Скажите, где сейчас можно встретить такую одежду?
Дети:
-У меня дядя – казак.
-А я видел по телевизору.
-У артистов Кубанского казачьего народного хора.
-Во время праздников.
-В музеях.
Воспитатель: - У нас на Кубани есть и свои казачьи игры. Поиграем в казачью игру «Не замай». Не замай – означает не трогай (поясняю значение слова). (Объясняю правила игры, играем с детьми два-три раза.)
Воспитатель: - Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь помнить свою родную Кубань.
Рефлексия:
Воспитатель: Счастлив край, весел край, край, ты - наша сила!
Ты цвети, наш край казачий, уголок России!
Воспитатель: - Чей край ребята?
Дети: - Казачий.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому что, казаки заселяли нашу родину.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете свою историю. А на прогулке, я вам предлагаю новую настольную игру «Одень казака».