Людмила Басова
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Домашние птицы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию на тему : «Домашние птицы» для детей старшей группы.
Цель: Систематизировать представления о домашних птицах. Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „Домашние птицы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- формировать у детей представление о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей,пользе для человека.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать доброе отношение детей к птицам. Предварительная работа: рассматривание картинок домашних птиц, просмотр мультфильма Г. -Х. Андерсена «Гадкий утёнок», слушание аудиозаписи голосов домашних птиц. Дидактические игры: «Найди маму», «Чей хвост?», «Чей клюв?», «Чьё тело?» и др.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности:
-Игровая: Игра «У кого кто в семье?», дидактическая игра «Кто как кричит?»
-Коммуникативная : Ответы на вопросы воспитателя, ситуативный разговор.
-Двигательная: Динамическая пауза «Наши умные головки», физкультминутка «Утка».
Музыкально-художественная: Аудиозапись «Птичий двор», аудиозапись «Танец маленьких утят».
Оборудование:
1. Картина «Птичий двор». 2. Картинки домашних птиц.
Ход НОД:
1. Вводная часть (организационный момент, мотивационный момент) (3 мин.)
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать по птичьему двору. (Звучит аудиозапись «Птичий двор».)
Воспитатель:- Кто живет на птичьем дворе?
Дети: - Птицы.
2. Основная часть. (17 мин.)
Воспитатель: - Чей это дом? (показывает картину «Птичий двор») Дети: -Домашних птиц. Воспитатель: -Почему их называют домашними? Дети: -Домашние, потому что они живут рядом с человеком.
Воспитатель : -Поговорим о домашних птицах. Наше путешествие на птичий двор начинается. Зайдем во двор и посмотрим кто там живет. Я буду показывать на картине домашних птиц, а вы будете называть их. (Ответы детей) Воспитатель: -Каких домашних птиц мы здесь встретили? Дети: -Петуха, курицу, гуся,утку, индюка. Воспитатель:- В повседневной сельской жизни петух честно выполняет работу куриного вожака. Отличаются петухи от куриц внешним видом. Они крупнее, у них на голове большой гребень, на ногах у петуха есть «шпоры». Оперение у петуха существенно ярче. Особенно ярким у петуха бывает хвост, порой сияющий, как радуга. (показ картинки) Воспитатель: -Курица – один самых популярных и распространенных видов домашней птицы. Куры живут в курятниках или на больших птицефермах. Наряд обычной курицы скромен. На голове красный гребешок, под клювом «сережки». Большие когтистые лапы приспособлены разрывать землю в поисках пищи. Цвет оперения может быть разным – от белого до пестрого и черного (показ картинки) Воспитатель: -Домашние утки произошли от диких уток крякв. Домашние утки стали намного больше и тяжелее своих предков, поэтому, далеко летать они уже не могут. Кроме того, у них изменилась окраска перьев- коричневато-серая. Они совсем не боятся людей. У уток пёрышки покрыты жиром, который не даёт им промокнуть. Тело утки выделяет жир. Птица смазывает им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся на воде. (показ картинки)
Воспитатель: -Индюки - сильные и красивые птицы. Оперение у них разноцветное - есть и темные, и светлые цвета. У индюков большие длинные перья на крыльях,а хвост похож на раскрытый веер.
Летают индюки плохо. Но в случае опасности могут быстро бежать по земле. В этом им помогают мощные когтистые лапы.
Индюки любят попутешествовать. Даже домашние птицы нередко покидают птичий двор, чтобы погулять в самых неожиданных местах. Индюк - самая крупная из домашних птиц. (показ картинки)
Воспитатель: -Домашние гуси произошли от дикого серого гуся. Цвет оперения этих птиц- белый,серый, серебристый. Гуси- птицы водоплавающие. Много времени они проводят в озере или на реке.
Они не только плавают, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат.
Гуси ходят вперевалку, высоко поднимая широкие лапы. Такую походку называют "гусиным шагом".
У гуся довольно длинная шея. Зачем? А чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой - нибудь корм со дна.
По краям клюва у гусей, так же как у лебедей и уток, есть мелкие пластинки - зубчики. С их помощью гуси процеживают воду через клюв, и вся добыча - насекомые, водоросли, мелкие рачки - остаётся в гусином клюве. (показ картинки) Воспитатель:- Во дворе птицы живут целыми
семьями. Я буду показывать картинки домашних птиц, а вы будете называть членов семей каждой птицы. Игра «У кого кто в семье?» Петух- курица -цыпленок. Где они живут? (В курятнике) Гусь-гусыня-гусенок. Утка –селезень-утенок. Индюк-индюшка- индюшонок.
Воспитатель :- Вот мы и познакомились с семьями домашних птиц. Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Я буду называть птицу, а вы – говорить, как она «разговаривает», какие звуки она издает.
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Петух –кукарекает; гусь –гогочет, шипит; утка – крякает; курица -кудахчет, квохчет; индюк- болбочет; цыпленок – пищит.
Физкультминутка «Утка» Утка рано по утру Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (трём ладошки)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Жёлтеньких моих утят. (наклоны головой)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз)
Воспитатель:- Поговорим о строении домашних птиц. Как вы думаете, что есть только у птиц?
Дети:- Перья.
Воспитатель:- Правильно, это особенность птиц. Только у них тело покрыто перьями. Поэтому птицы и называются пернатыми. Что есть у них? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв).
Воспитатель: -А знаете, чем питаются домашние птицы (Ответы детей)
Воспитатель: -Чем питается индюк (ответы детей)
В рацион входит в основном растительная пища: злаки (пшеница, овес, ячмень, кукуруза, отруби, костная мука, орехи, желуди, семена сосны, ягоды кустарников, корневища, зелень лука, моркови, чеснока, травяная мука, клевер. Это является основным кормом для индюков. Корм птицы заглатывают целиком, не разжевывая.
Воспитатель: -Чем питаются куры (ответы детей)
В фермерстве и подсобном хозяйстве кур кормят зерновыми культурами: пшеницей, овсом, гречихой, ячменем и др. К зерновым кормам добавляют зелень и пищу животного происхождения. Когда курам доступен свободный выгул, они самостоятельно питаются травой, насекомыми, выкапывают из земли червей и личинок.
Воспитатель: - Чем питаются домашние утки (ответы детей)
В пище домашние утки непривередливы. Они хорошо едят комбикорма и пшеницу, домашние отходы и водоросли, яблоки и семена подсолнечника. Но следует помнить, что в пищу необходимо добавлять песок или мелкий гравий для улучшения пищеварения.
Воспитатель: - Чем питаются гуси (ответы детей)
Основу рациона питания составляет растительная пища. Предпочитает питаться травой, ягодами, злаками. Также употребляют в пищу водную растительность. Весной, когда появляются первая молодая трава и озимые, гуси активно поедают их. Траву и листья растений эти пернатые щипают зубчиками клюва.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Какую пользу приносят домашние птицы?
Дети:- Дают яйца, мясо и перо.
Воспитатель:- Как появились цыплята, индюшата, гусята, утята?
Дети:- Из яйца.
Воспитатель:- Правильно, все птенцы появились из яйца. Сначала птица в гнезде откладывает яйцо, затем его высиживает, согревая своим телом. Когда яйцо созрело, появляется птенец.
3. Итог: (рефлексия) (5мин.)
Воспитатель: - Наше занятие заканчивается.
Воспитатель: - Почему птиц называют домашними? Дети: - За ними ухаживает человек.
Воспитатель:- О каких домашних птицах вы узнали? Дети:- О п етухе, курице, гусе,утке, индюке. Воспитатель:- Чем покрыто тело птиц? Дети:- Перьями. Воспитатель: -Чем питаются домашние птицы? Дети:- Зерном, травой, ягодами кустарников. Воспитатель: - Какую пользу приносят домашние птицы? Дети:- Дают яйца, мясо и перо.
В конце занятия дети встают в круг, звучит аудиозапись «Танец маленьких утят».