Надежда Леффлер
Конспект занятия по познавательному развитию «Мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет
Тема: «Мир птиц»
Цель: Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи: Учить детей делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Стимулировать проявление речевой активности, обогащать словарь. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
Предварительная работа с родителями:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мир птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Анкетирование родителей: «Что мы знаем о птицах?»
2. Создание рубрики: «Прочитай детям»
(К. Д. Ушинский – «Орёл и кошка», «Орёл и ворона», «Ласточка и ворона», «Ласточка», «Дятел», «Кукушечка», «Гуси и журавли»; В. Бианки – «Чей нос лучше»; Л. Н. Толстой - «Птичка»; И. А. Крылов - «Ворона и лисица»; М. Пришвин – «Ребята и утята»; В. А. Жуковский – «Жаворонок»; М. Горький «Воробьишка»).
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц, ноутбук, слайды с изображением перелётных птиц : журавли клином, гуси шеренгой, утки дугой, скворцы неопределённо, руль.
Музыкальное сопровождение: запись «Голоса птиц».
Содержание образовательной деятельности детей
1. Организационный момент.
Игра «Повтори – не ошибись»
Аист – ласточка – грач, ворона – сорока – голубь, скворец – снегирь – журавль, лебедь – аист – свиристель, ласточка – кукушка – синичка, воробей – журавль – сорока.
Воспитатель: Кого мы сейчас называли? (Ответы детей)
2. Работа по теме.
Воспитатель:
-Каких только птиц нет на свете! Мы знаем, что есть птицы зимующие и перелётные.
- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (ответы детей)
- Как называют птиц, которые остаются с нами? (ответы детей)
-Посмотрите на иллюстрации и назовите, какие из этих птиц зимующие (сорока, ворона, воробей, синица, свиристель, (ответы детей). А какие перелётные (грач, скворец, журавль, ласточка, кукушка, утки, (ответы детей).
- Дети, предлагаю послушать голоса птиц. (Звучит аудиозапись)
Воспитатель:
- Перелётных птиц много, собравшись в стаи, они улетают. И летят в основном ночью: так безопаснее. Птицы придерживаются строго порядка, у разных птиц свой порядок.
Слайд №1. Журавли летят – клином.
Слайд №2. Гуси и цапли – шеренгой.
Слайд №3. Утки образуют дугу.
Слайд № 4. Скворцы летят как попало.
Слайд № 5. Кукушки – поодиночке.
Логическая игра «Кто за кем полетит»
Воспитатель предлагает иллюстрации с птицами разложить в порядке, соответствующем очередности отлёта птиц.
(Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»)
Скоро белые метелиЛист качается узорный
Снег поднимут от земли. В синей луже на воде.
Улетают, улетели,Ходит грач с грачихой черной
Улетели журавли. В огороде по гряде.
Не слыхать кукушки в роще, Осыпаясь, пожелтели
И скворечник опустел. Солнца редкие лучи.
Аист крыльями полощет - Улетают, улетели,
Улетает, улетел! Улетели и грачи.
(Дети раскладывают)
Физминутка: Игра «Воробышки и автомобиль».
Игра с мячом: «Кого чем угостим».
Самое ужасное для птиц – голод. Предлагается вспомнить, чем питаются птицы, где они добывают корм зимой. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристель – семечками.
Дидактическая игра «Угадай, какой птички не стало?»
На доске пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?»
(ответы детей)
Воспитатель:
- Сейчас послушаем пословицы о птицах :
Лиза – Всякая птица по-своему поёт.
Артём - Вороне соколом не быть.
Амира –Кукушка кукует, по дому горюет.
Вова – Сорока весть на хвосте принесла.
Александра - Журавль прилетел и тепло принёс.
3. Подведение итогов.
- О каких птицах мы беседовали? (ответы детей)
- В какие игры мы играли? (ответы детей)
Список литературы:
1. Интернет ресурсы: голоса птиц, слайды о порядке перелёта птиц.
2. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Издательство «ГНОМ и Д», 2005
3. Бутилова А. В, Рукова М. А. Ознакомление с природой. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006
4 Морозова И. А, Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Издательство «Мозаика - Синтез», 2009