Сулягина Ольга Ивановна
Конспект занятия по познавательному развитию «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательному развитию
в подготовительной группе
Тема: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Тема: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Цель: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Программное содержание:
1) Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Я здоровье берегу — сам себе я помогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- дать детям понятие о том, какая пища полезна, уточнить правила здорового питания;
- познакомить с понятиями «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», витамины;
- закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека;
- расширять представление о рациональном питании.
2) Развивающие задачи :
- развивать у детей умение ответственно относиться к состоянию своего здоровья;
- развивать координацию движений, согласованность в движениях.
3) Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Коррекционно-речевая работа:
- совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь детей, составлять предложения по вопросам и объединять их в короткий рассказ.
Методические приемы:
- сюрпризный момент – приход Незнайки;
- беседа;
- игра-путешествие;
- дидактические игры;
- художественное слово: пословицы, загадки, стихотворения;
- рассматривание гербарий растений;
- физминутка «Веселый режим дня»;
- экспериментирование;
- показ картинок;
- рассматривание предметов личной гигиены;
- использование музыки;
- анализ НОД.
Оборудование и материалы:
- картинки и гербарий растений;
- «волшебная» книга;
- зеркало;
- мешочек с гигиеническими принадлежностями;
- фартуки;
- доски;
- тарелки;
- фрукты;
- магнитофон;
- костюм Незнайки.
Предварительная работа:
- чтение А. Барто «Девочка чумазая», В. А. Сухомлинский «Сказка о рождении человека», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»;
- заучивание загадок, пословиц, стихов;
- экскурсия в медицинский кабинет детского сада, аптеку, магазин;
- просмотр фотографий спортсменов;
- знакомство с продуктами полезными для здоровья;
- рассматривание иллюстраций, схем, таблиц;
- беседы о здоровом образе жизни;
- составление кроссвордов.
Ход занятия
В-ль: «В здоровом теле здоровый дух»
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
О чем эти пословицы?
(ответы детей)
В-ль: Мы сегодня будем говорить о том, как беречь свое здоровье и как самому себе помочь.
(стук в дверь, входит Незнайка)
Н-ка: Здравствуйте, ребята. Я сегодня слушал радио, но был невнимателен и все перепутал. А в волшебной стране Здоровья загадывали такую загадку: «Что на свете всего дороже?»
В-ль: Давайте Незнайке поможем найти отгадку. Как вы думаете, что на свете всего дороже? (мебель, золото, машина, квартира, родители и т. д.). Загадка волшебная. Давайте заглянем в Волшебную книгу, может она нам поможет. Что вы там увидите самое дорогое, об этом потом шепотом скажите мне.
(дети подходят к воспитателю и шепотом говорят, что видели)
Н-ка: А я увидел себя.
В-ль: Правильно, себя. Так что же всего дороже? Каждому из вас ваше здоровье дороже всего на свете! Сегодня будем учиться беречь свое здоровье и вместе с Незнайкой отправимся по волшебной стране Здоровья.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете, что в мешочке.
1. Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (мыло)
2. Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу прыгала,
Всю грязь повымыла. (щетка)
3. Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком. (расческа)
4. Лег в карман и караулю
Реву, Плаксу и Грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (носовой платок)
В-ль: Для чего нам нужны эти вещи?
А для чего нужно быть чистым?
(ответы детей)
В-ль: Скажите, кто из вас болел в этом году?
А чем вы болели?
А знаете почему это произошло?
Правильно. В ваш организм попали микробы, потому что вы не выполняли правила гигиены. Вот оно волшебное заклинание: «От простой воды и мыла, у микробов тает сила». Давайте поиграем с Незнайкой и научим его, чем можно пользоваться вместе, а чем только одному.
Игра «Можно – нельзя» (с показом картинок)
Полотенце… Карандаши… Кисточка…
Носовой платок… Зубная щетка… Книга.
Зубная паста… Мяч… Расческа…
Игрушки… Ложка… Фломастеры…
В-ль: Молодцы, правильно. Но бороться с микробами и болезнями нам помогут и звуки. Хотите узнать как?
1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню (руку приложите к горлу –з-з-з-з-з)
2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетке -ж-ж-ж-ж-ж)
3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн (с-с-с-с-с-с-с)
Продолжаем путешествие по стране Здоровья.
Н-ка: Никуда я не пойду, я сегодня рано встал и поэтому устал.
В-ль: А скажи, Незнайка нам, чем ты занят по утрам?
Н-ка: Я ребята, долго сплю, до полудня я храплю.
В-ль: Расскажи нам по порядку, часто ль делаешь зарядку?
Спортом занимаешься? Водою закаляешься?
Н-ка: Нет, зарядку-то ребята, я не делал никогда! Закаляться? Страшно, братцы. Ведь холодная вода. Может средство есть такое, чтобы сильным, ловким стать, от других не отставать?
В-ль: Есть такое средство! Есть! Надо сладкого меньше есть, утром долго не спать, физкультурой заниматься! Бегать, прыгать и скакать, душ прохладный принимать!
Н-ка: Это трудная задача, мне, наверно, не суметь.
В-ль: Ничего не бойся, Незнайка. Рядом с нами ты вставай, все за нами повторяй.
Давайте ребята научим Незнайку, как нужно делать зарядку.
(дети выполняют физминутку «Веселый режим дня») (звучит тихая музыка)
Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.
Н-ка: Каких спортсменов ловких увидел я сейчас.
Что значит – тренировка, ну просто – высший класс!
В-ль: Чтобы быть здоровыми, дары нужны садовые!
Витаминная родня – дети солнечного дня!
В-ль: Дети, что такое витамины?
(ответы детей)
В-ль: Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.
Чтобы это не забыть, нужно вместе повторить.
Дети, я начну, а вы закончите предложение.
В-ль: Тот, кто много ест морковки (станет сильным, крепким, ловким)
Верно. А кто любит, дети, лук (вырастает быстро вдруг)
Так. Кто капусту очень любит (тот всегда здоровым будет)
В-ль: Молодцы, дети. А ты, Незнайка, все понял про витамины? Давайте поиграем в игру «Полезно – вредно» и посмотрим, знает ли об этом Незнайка.
Капуста… Конфеты… Морковь…
Яблоки… Торт… Жевательная резинка…
Сахар… Пирожное… Лук…
Чеснок… Апельсин… Лимонад…
В-ль: Незнайка, послушай стихотворение (читает ребенок)
Питание
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам.
И не только по утрам.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
(Л. Зильберг)
В-ль: Но не только овощи и фрукты помогают человеку бережно относиться к своему здоровью. Помогают еще растения и травы. Пройдемте, ребята, в наш травянистый сад. Давайте расскажем Незнайке о каждом виде лекарственных трав, чтобы он тоже все знал.
( Дети рассказывают о таких растениях как: боярышник, липа, одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник)
Н-ка: Спасибо, ребята, я теперь много знаю о лекарственных травах, и обязательно буду пользоваться ими.
В-ль: Вот и заканчивается наше путешествие. Что-то Незнайка грустный стал. Давайте поднимем ему настроение. Это очень важно, чтобы у человека каждое утро начиналось с положительных эмоций. Хорошее настроение тоже сохраняет здоровье. Чаще улыбайтесь друг другу и желайте всего хорошего и доброго.
Давайте повернемся друг к другу лицом, соприкоснемся ладонями, посмотрим друг другу в глаза и скажем добрые слова: ты красивый, ты внимательный, ты милый.
В-ль: А сейчас Незнайка и вы, дети, отгадайте загадки:
Много нас, а он один,
Мы делили… (апельсин, мандарин)
Эти фрукты спозаранку,
Любят есть все обезьянки (бананы)
Круглое, румяное с дерева упало,
И ребятам в рот попало… (яблоко)
(после каждой загадки на блюдо выкладывается отгаданный фрукт)
В-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Из данных продуктов предлагаю вам приготовить фруктовый салат. Чтобы приготовить и употребить в пищу салат, что нужно для начала сделать с фруктами?
(ответы детей)
В-ль: Правильно, надо помыть фрукты в теплой воде и аккуратно нарезать.
Приготовление «Фруктового салата»
Одеваем фартук, кладем фрукты на разделочную доску и нарезаем небольшими кусочками. Далее выкладываем кусочки в большую чашку, где все нарезанные фрукты тщательно перемешиваем. Для заправки салата можно использовать сгущенное молоко или сладкий сироп.
В-ль: Молодцы, ребята. Сегодня вы много узнали о здоровом образе жизни, со всеми заданиями вы справились превосходно. Я уверена, что теперь вы не будете болеть, так как знаете все как правильно надо питаться, все о гигиене тела, как нужно закаляться. Употребляйте больше витаминов и будьте здоровы. А сейчас садитесь дети и Незнайка за столы и угощайтесь фруктовым салатом. Приятного всем аппетита.