Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «День чаепития» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «День чаепития».
Цель: Развивать образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, воображение и творческие способности.
Задачи.
- Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм на цветную основу; - Учить детей вырезать по прямой и диагональной линиям;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „День чаепития“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Продолжать учить вырезать закругления углов и вырезанию круга;
- Развивать творческие способности и пространственное воображение. Материалы: Предметы чайной посуды из кукольного уголка. Образцы силуэтов посуды с наклеенным узором. Поднос на котором лежат: цветная бумага для оригами - разноцветные полосы и квадраты, салфетка бумажная или тряпочка, Карандаш – клей, клеенка, ножницы.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (зима). По каким признакам вы это определили? (Снег, лед, мороз, деревья без листьев, нет насекомых и цветов). Но, все равно, мороз и стужа нам нипочем, если мы двигаемся. Какие зимние забавы и игры на свежем воздухе вы знаете? (Катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки и т. д.)
Воспитатель: После зимней прогулки и отдыха на свежем воздухе, мы возвращаемся домой раскрасневшиеся, замерзшие… Как же можно нам согреться? Какой напиток помогает согреться в холода, узнает то, кто загадку отгадает.
Напиток крепкий и бодрящий,
Нет его на свете слаще.
Он и черный, и зеленый,
Травяной или фруктовый.
В кружку смело наливай
Ароматный, вкусный.
(Чай).
Воспитатель: С древних времен, чай вкусный и целебный напиток. Недаром пословица гласит: Чай пить - долго жить.
Воспитатель: А как вы понимаете ее смысл? (Чай несет здоровье и может излечить болезни). Вот уже многие столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Непременным атрибутом русского чайного стола является генерал, начальник, большой родственник чайника. Что это? (Самовар).
Воспитатель: Какая посуда нужна для сервировки праздничного стола? (Дети подходят к столу, накрывают стол).
Воспитатель: Нам необходимы: скатерть; чайник; чашки; блюдца; ложки; сахарница; вазочка для варенья и т. д. Чего не хватает на нашем столе? Без чего нельзя обойтись, чтобы остаться чистым и аккуратным за столом? (салфетки).
Воспитатель: Верно, чтобы рот и руки были чистыми необходимы салфетки. Сегодня трудно представить праздничный стол без салфеток. Они были известны и в древние времена (салфетки из листьев, ткани). Бумажные салфетки стали изготавливать в Японии. Салфетки маленькая, но очень полезная вещь. В чем хранятся салфетки на столе? (в салфетнице). Мы сегодня приглашены в гости. Прочтите и подумайте, о какой традиции говорится в пословице. (На доске) Идешь в гости, неси подарок в горсти. (С пустыми руками в гости не ходят).
Воспитатель: А на Масленицу пели в каждом доме блины и с ними же ходили в гости и встречали гостей. Что же можно принести к чаю? (конфеты). А, когда мы их принесем, так в пакете и оставим, а может высыпем на стол? В чем они должны лежать? (в конфетнице).
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник
(Надули щеки, одна рука на пояс,
Очень важный, как начальник.
(Рука изогнута, как «носик»).
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие, бедняжки,
(Пьем из чашек).
Вот фарфоровые блюдца,
(Показываем ладони).
Только стукни разобьются.
(Присели).
Вот серебряные ложки,
(Руки над головой).
Голова на тонкой ножке.
(Стоим на одной ноге).
Вот серебряный поднос,
(Держим поднос двумя руками).
Он посуду нам принес.
(Ставим на стол).
Сервировка стола, этикет.
Воспитатель: Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.
Воспитатель: Обязательным атрибутом праздничного стола является скатерть. В особо торжественных случаях стол накрывают белой скатертью и используют белые кружевные или с вышивкой салфетки. Они придают большую торжественность и официальность.
Воспитатель: Я вас сегодня познакомлю со вспомогательной салфеткой. Возьмите её в руки, рассмотрите. Она из ткани. Ею не вытирают рот и руки. Для этого есть бумажные салфетки (в нашем случае). А эта салфетка кладётся на колени и спасает нашу одежду от крошек и капелек. Опять же в особо торжественных случаях для вытирания рта кладутся тканевые салфетки.
Воспитатель: Посуду на праздничный стол надо ставить одинаковую и красивую. Как называются такие наборы? В данном случае нам потребуется какой сервиз? (чайный).
С полки к нам спустился вниз,
Чайный праздничный …
(Сервиз).
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что можно поставить в центр стола? (ставится самовар).
Воспитатель: Если кипяток подаётся в чайнике, его можно поставить на край стола или на дополнительный столик, который ставится рядом с основным столом. Также в центр стола ставятся бумажные салфетки, угощение, лимон. Сахарницу с общей сахарной ложечкой и заварочный чайник можно поставить на небольшой поднос.
Воспитатель: Перед сидящим ставим чашку с блюдцем. Чашка не может жить без блюдца, они всегда вместе. Чашка без блюдца, это уже кружка. Как правильно надо брать чашку? (брать за ручку, а не за ободок. Ставить на блюдечко ручкой вправо). Двумя руками брать чашку некрасиво; просовывать пальцы под ручку невежливо; оттопыривать мизинец некрасиво; держать чашку надо за ручку, сложив пальчики «щепоточкой».
Воспитатель: Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Полотняную (спасательную) салфетку кладём справа от блюдца с чашкой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как правильно и куда положить чайную ложку? (кладётся справа на салфетку или в блюдце, параллельно краю стола, за чашкой, ручкой вправо).
Воспитатель: Если на стол ставят вазочку с вареньем, в неё кладётся общая ложка, которой гость может положить в свою розеточку столько варенья, сколько ему необходимо. Подаётся розетка под варенье каждому гостю.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас сделали? (Сервировали стол).
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.
- Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку. Капли с неё попадут в сахарницу, сахар слипнется, а это не красиво; на мокрую ложку налипнет сахар и её неприятно будет брать другим людям.
- Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце. Если надо положить сахар в чашку,сахарницу надо подвинуть к себе, насыпать сахар общей ложкой в свою чашку, но мешать ею в чашке нельзя. Мешать сахар в чашке надо бесшумно, стараясь не разлить.
- Для лимона кладётся специальная вилочка.
- Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.
- Если подали к чаю торт или пирожное, то необходимо поставить тарелку для сладкого слева от чашки с блюдцем. Такая тарелка называется десертной. Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.
- За столом не следует делать замечания другим.
- Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.
- После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.
- Не набивай полный рот, а то подавишься.
Воспитатель: Вот и все правила.
Итог.
Воспитатель: Что вы узнали нового? (Познакомились с чайными церемониями разных стран, научились заваривать чай, сервировать чайный стол).
Воспитатель: Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, и мы можем приступить к чаепитию.