Алиева Елена Анатольевна
Конспект занятия по ФЭМП «В мир экономики с девочкой Копеечкой» для подготовительной группы
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "В мир экономики с девочкой копеечкой" для старшего дошкольного возраста
Программные задачи: продолжать формировать у детей элементарные
представления о деньгах: источник дохода, о том, какие бывают деньги
(русские рубли, иностранные – валюта, правилах поведения в
ситуациях, связанных с деньгами; развивать умения самостоятельно
применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (деньги,
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В мир экономики с девочкой Копеечкой“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
бюджет, расходы, устанавливать причинно-следственные связи между
наличием денег и покупками, различать деньги разных стран: (по внешнему
виду, названию); воспитывать экономически значимые качества
(бережливость, экономность, трудолюбие).
Материал: кукла Девочка Копеечка, видео-презентация мультфильма
«История денег», презентация «Деньги разных стран», два плоскостных
домика, монеты, два игровых поля, картинки с изображением предметов и
явлений, которые можно купить и нельзя купить, мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в очередной раз на занятие пришла
Девочка Копеечка и приготовила для нас много интересных заданий.
Она предлагает вам отгадать загадку:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем (Деньги)
Воспитатель: Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
Размышления детей…
Воспитатель: Действительно, деньги – это средство для жизни, особый
товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Дети, как вы думаете, как люди получали то, что им было
нужно, когда еще не было современных денег? (Ответы детей). Правильно
они совершали обмен разными видами товаров. Постепенно вещей
появлялось все больше, и обменивать товары стало сложнее. Люди начали
бояться, как бы не прогадать при обмене, чтобы было и честно, и выгодно. И
тогда люди изобрели первые деньги, с помощью которых проще было
покупать все необходимое. Вы хотите узнать историю возникновения денег?
Девочка Копеечка принесла для вас мультфильм «История денег»
(просмотр мультфильма).
Воспитатель: Вот так и появились деньги.
Ребята, у каждой страны есть свои деньги. А как вы думаете, одинаково ли
они называются? (Ответы детей).
Воспитатель: Девочка Копеечка тоже не знает деньги разных стран.
Давайте вместе посмотрим презентацию на эту тему.
Воспитатель: Это, ребята Соединенные штаты Америки. Деньги в этой
стране называются доллары.
- Как называются эти деньги? (ответ 1-2 детей)
- В какой стране их используют? (ответы)
- А это Европа. Здесь много стран, но деньги в них называются одинаково –
евро.
- Как называются деньги, которые используют в Европейских странах?
- А это, денежная единица России, это российский рубль.
- Как называется эти деньги? (российский рубль)
- Деньги других стран – это валюта. Так, что такое валюта? (Закрепляю с
детьми новое слово).
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца
вперед).
Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища).
Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги).
Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук).
Сколько пальцев на ногах? (Присесть, коснуться носков ног).
Сколько в садике скамеек? (Полуприседания).
Сколько в пятачке копеек?
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери
картинки». Вы будете работать за столами в парах.
Предлагаю одним детям из каждой подгруппы достать из конверта
деньги одной из стран, другие подбирают картинки с
достопримечательностями страны, где эти деньги есть в обращении (евро,
доллар, российский рубль, белорусский рубль.)
Девочка Копеечка : Какие молодцы, снова хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги?
Дети:
- родители получают заработную плату;
- бабушки и дедушки получают пенсию;
- деньги иногда можно выиграть в лотерею и др.
Воспитатель: На что ваша семья расходует деньги?
Ответы детей. Воспитатель предлагает поиграть в игру «ДА-нет-ка!».
Воспитатель: Я бросаю мяч кому-нибудь из вас и спрашиваю, «деньги для
этого нужны», вы отвечаете «да» или «нет» и бросаете мяч мне назад.
Итак, нужны ли деньги? :
- Для покупки продуктов питания? (Да)
- Для того, чтобы дышать? (Нет)
- Для того, чтобы мама нас любила? (Нет)
-Для покупки одежды и обуви? (Да)
-Для того, чтобы солнышко светило? (Нет)
- Для оплаты услуг? (Да)
-Для оплаты проезда на транспорте? (Да) и т. д. ;
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы
думаете, что оно обозначает?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может
распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на мольберт, в кошелек
мы поместили весь семейный бюджет, все деньги, которые получает семья.
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит бюджет семьи?
Ответы детей (зарплаты, пенсии, стипендии, выигрыша).
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату
купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что
нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей).
Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за
воду, за электричество – всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить
вашим родителям.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в домике
живет?». Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы».
Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки
под крышу дома, называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия
бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от продажи
сельхозпродукции и т. д.). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и
расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата
за детский сад и учебу, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Всегда ли достаточно семейного бюджета на
расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой
бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и
количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить.
Помните об этом, когда просите их купить вам что-нибудь.
Воспитатель: О деньгах и труде и есть много пословиц и поговорок. Мы с
вами уже знакомились с ними. Давайте их повторим, поиграем в игру
«Продолжи пословицу, поговорку» (говорят по очереди Девочке Копеечке) :
1. Копеечка к копеечке — рубль … (набегает).
2. Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда).
3. Денежки труд… (любят).
4. Делано наспех — и сделано… (на смех).
5. Деньги дело… (наживное).
6. Приобрёл вещь — умей… (обращаться с ней).
7. Копейка рубль… (бережёт).
8. Без нужды живет, кто деньги… (бережёт).
9. Дружбу за деньги не… (купишь).
Воспитатель: На этом наше сегодняшнее путешествие в мир экономики
подошло к концу. Сейчас я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки,
друг другу улыбнуться и продолжить фразу: «Сегодня я узнал…», (дети
выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня вы еще больше узнали о деньгах, об
истории их возникновения, как тяжело их зарабатывать, что можно купить за
деньги. Нужно с самого детства хорошо заниматься в детском саду,
прилежно учиться в школе, быть упорным и трудолюбивым. Деньги и
уважение не приходят сами по себе, их надо честно заработать.
Девочка Копеечка благодарит за интересное, познавательное занятие