Светлана Фирсова
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Широка страна моя родная»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чердаклинский детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка»
Интегрированное занятия по
познавательной деятельности
«Широка страна моя родная»
Автор воспитатель: Фирсова С. Н.
р. п. Чердаклы 2015
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Широка страна моя родная».
Программное содержание:
Публикация «Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе „Широка страна моя родная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления.
Продолжать знакомить с глобусом и географической картой.
Различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (рек, леса, пустынь, гор и ледников)
Закрепить знания о животных. Расширять кругозор и познавательную активность.
Оборудование :
Глобус, физическая карта полушарий, карта России. Карточки для раскрашивания (гор, рек, пустынь, леса, ледников)
На каждого ребенка – бумажный круг («модель земного шара»).
Ножницы, цветные карандаши. Макеты (гор, рек, ледников,пустынь и их обитателей)
План – карта группы с красным значком.
Предварительная работа:
Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями разных природных зон.
ФЭМП-(деление целого на части).
Дидактические игры: «Найди предмет», «Найди место на карте», «Отгадай, какой это условный знак»
Творческие игры: «Зоопарк», «Мы туристы» Лото «Кто где живет?»(животные).
Составление простых планов-карт, групповой комнаты, раздевалки и т. д.
Просмотр обучающего фильма о планете Земля.
Интеграция образовательных областей:
Познание ФЭМП
Речевое развитие
Художественно-эстетическое творчество (рисование, музыка)
Познание
Прогнозируемый результат :
Развитие у детей интереса к самостоятельному поиску информации по данной теме, используя различные источники.
Работа с родителями:
Ознакомление родителей с программным содержанием НОД и обсуждение подготовительной работы в семье.
Ход занятия:
Воспитатель: (Приглашает детей к плану-карте групповой комнаты).
- Что сегодня в группе расположено не так, как на карте?
(Дети отмечают несоответствия).
-Что нового появилось на нашей карте?
Дети: Красный кружок.
Воспитатель: Что это обозначает?
Дети: Новый предмет
Воспитатель: Определите на карте, где он находится?
Дети называют место, обозначенное красным кружком.
Воспитатель: Найдите этот предмет.
Дети находят предмет (Глобус).
Воспитатель: Что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Глобус –модель земного шара. Так выглядит наша планета из космоса.
(Ставит глобус на стол)
Что на глобусе обозначено голубым?
Дети : Вода-моря, океаны, реки, ручьи.
Воспитатель: Какие еще цвета вы видите?
Дети: Зелёный, желтый, коричневый, белый.
Воспитатель: Что обозначают этими цветами?
Дети: Коричневым –горы, желтым-пустыни, белыми-льды, зеленым- леса
Воспитатель: Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нём больше?
Дети : Голубого.
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит?
(На нашей планете больше всего воды)
В древности люди называли свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты.
Чтобы представить это, возьмите «модель земного шара» и вырежьте ножницами часть.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине. Чего больше?
Дети: Воды.
Воспитатель: Человек может жить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кому ещё нужна вода?
Дети: Растениям, животным, птицам – всему живому на Земле.
Воспитатель: Можно пить воду из моря или океана, или поливать ими растения?
Дети : Нельзя.
Воспитатель: Правильно, нельзя потому, что она солёная, а мы пьём пресную воду.
А пресную воду мы берем из рек, озёр и родников.
Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды – в океанах, или реках и озёрах?
Дети: В океанах больше.
Воспитатель: Значит, пресной воды на земле не так много, поэтому её нужно беречь.
Ребята, когда вы смотрите на глобус, вы видите всю Землю?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как можно увидеть всю планету сразу?
Послушайте загадку:
Горы, пустыни и страны.
Моря, ледники, океаны.
Даже дороги и города
Где узнает любой без труда?
Дети : На карте.
Воспитатель вывешивает карту мира.
Воспитатель: На что похожа карта мира?
Дети: На разрезной глобус.
Воспитатель: На карте и глобусе всё обозначено одиноково: реки, моря, горы, ледники.
Зачем же людям и карта и глобус?
Послушайте.
«Однажды, поспорили карта и глобус.
Глобус: Я лучше тебя, ведь я точная модель Земли.
Карта: Зато на мне всё сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку.
Глобус: Это не страшно. Меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.
Карта: Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезешь»
Воспитатель: Попробуйте их помирить.
Кому нужна карта?
Дети : Морякам, лётчикам, геологам.
Воспитатель: А глобус?
Дети: Школьникам, всем кто изучает Землю.
Воспитатель: Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них нужнее?
Дети: И карта и глобус нужны людям.
Стук в дверь.
Воспитатель : Ребята к нам в гости пришёл Незнайка. Он очень огорчён. Что случилось?
Незнайка: Дорогие ребята! Я собрался в путешествие. У меня есть карта, но я не знаю, что на ней каким цветом обозначено. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Как же помочь Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель: А я предлагаю карточки, на которых с одной стороны нарисовать горы, реки, пустыни и т. д., а другую сторону вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия.
Например: изображены горы- другую сторону вы закрашиваете коричневым цветом, пустыни –желтым, леса- зеленым и т. д.
Дети выполняю задание.
Незнайка тем временем смотрит, как дети работают.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
Физкультминутка под музыку:
Раз и стану я Землей
Посмотрите я какой.
Очень смелый, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два и в миг я глиной стану
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе-
Не ходите вы ко мне.
Три сейчас я холм зыбучий
Очень желтый и сыпучий
Осторожней люди будьте
Если вы не на верблюде!
А четыре камни мы
Крепкие ребята
И бросать в окошко нам
Никому не надо.
Пять я почка –верхний слой
Дружат травы все со мной
И деревья и кусты
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю
Чтите матушку мою
Наша круглая планета
Называется Земля
Все живущие под солнцем
Братья нам и мы друзья.
Воспитатель: Ребята во время путешествия важно не только знать где находятся моря, горы, и леса, но и знать обитателей животного мира, встречающихся на пути.
Возьмите карточки и подойдите с Незнайкой к макетам (гор, рек, ледников)
На макетах размещены обитатели животного мира.
Воспитатель: Расскажите о зеленом цвете.
Дети: Это леса, лес-это деревья, из которых делают разные предметы. В лесу растут ягоды, грибы. В лесу живут волки, медведи, лисы, белки, зайцы.
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник живой
Ключевой водой.
Воспитатель: Расскажите о жёлтом цвете.
Дети: Это степи и пустыни.
В степях и пустынях только песок. Растут колючки и низкие кустарники.
В пустынях живут ящерицы, верблюды.
Что такое пустыня?
Желтая, сыпучая
Жаркая, могучая
Простирается далеко
Не окликнешь ее оком
Нет в пустыне и воды
Но зато есть корабли
Корабли мохнатые
Важные, горбатые
Появились ниоткуда
Эти гордые верблюды
И как в былые времена
Промчались молча в никуда.
Лишь одинокий саксаул
Вслед им веткою махнул
Ведь он теперь не скоро
Корабль увидит снова.
Воспитатель: Расскажите о коричневом цвете.
Дети: Коричневый цвет - горы.
В горах добывают полезные ископаемые :уголь, нефть, золото.
В горах живут орлы, ламы, яки.
Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры темные.
Воспитатель: Расскажите о синем цвете.
Дети: Синий цвет -вода, реки-тонкие ниточки. Реки стекаются в моря. Обитатели морей и рек – рыба.
Что такое море?
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трехэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Воспитатель : Расскажите о белом цвете.
Дети: Белый цвет – это снег, лёд, это Антарктида.
Там вечный холод. Живут пингвины, белые медведи. Люди поселяются лишь на время, чтобы изучить загадочный материал вечной мерзлоты.
Что такое ледники?
Там лежат снега и льды
Небывалой высоты.
Там и дня не проживешь
И во льдах ты пропадешь.
Нет ни птиц ни деревца
Лишь вьюга, да метелица.
Чтоб пробиться через льды
Нужны большие корабли
Эти грозные машины
Разрубают носом льдины.
А встречают их пингвины
Котики, тюлени и моржи
Им не холодно средь льдин
Ведь у них под шкуркой жир.
Всё рассмотрев, воспитатель передает карточки Незнайке.
Воспитатель: Ну что ж Незнайка, я думаю что ребята тебе помогли, ты много от них узнал, тебе смело можно отправляться в путешествие.
Незнайка благодарит воспитателя и детей за помощь.
Воспитатель: Ребята, а у нас есть глобус, карта полушарий, карта России, макеты с обитателями гор, рек, морей, ледников. Теперь мы с вами тоже можем путешествовать не выходя из детского сада.
Литература:
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
«Моя страна»-патриотическое воспитание дошкольников.
Т. Меликова «География и ты»
В. Степанов «Родная природа»