Светлана Шарапова
Конспект занятия по познавательной деятельности (экологическое воспитание)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лесной Колобок – колючий бок». По мотивам сказки В. Бианки.
Цель: развивать познавательную и речевую активность детей.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время, дать представление о том, чем питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов.
Воспитательная :
- воспитывать любознательность и чувство любви к родной природе.
Развивающая:
- развивать интерес к животному миру.
- развивать память, внимание.
Речевая:
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности (экологическое воспитание)» размещена в разделах
- развивать связанную речь, обогащать словарь детей.
- активизировать словарь словами: лесной, ёж, колючий, зверёк, мордочка, сворачивается.
Экологическая :
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
- подвижные игры «Ёжик» и др.
Материал к занятию :
Кукла, картина с изображением ежа в лесной среде обитания; настольный театр – дед, баба, волк, медведь, лиса; колючий колобок из пластилина или резиновый, голубая полоска бумаги изображающая воду в канаве, игрушка ёжик.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки диких живот-ных, раздаётся стук в дверь.
Вводная часть:
Сюрпризный мо-мент
- Ребята, к нам кажется кто-то пришёл, я предла- гаю посмотреть кто-же стучит в дверь. (вос-ль вместе с детьми подходит к двери и вносит в группу куклу Машу с большим конвертом)
Д:- это кукла Маша!
- Ребята давайте поздороваемся с Машей.
Д:- Здравствуй Маша!
- Вы только посмотрите, Маша принесла с собой большой конверт. Хотите посмотреть, что в нём.
Д:- Да!
- Тогда садитесь на стульчики.
(вос-ль достаёт из конверта картину для рассма-тривания и ставит её на мольберт).
- Какой красивый лес изображён на этой картине
(дети рассматривают картину, отмечают что на ней изображено (животных, деревья).
Образовательная задача: знакомство с ежом, его образом жизни и т. д.
- В лесу среди деревьёв и кустарников, в траве живут ежи. Ёж – это небольшой зверёк (показы-вает на картине, всё его тело покрыто острыми иголками-колючками. Он бегает по лесу на сво-их коротких лапках, нюхает, где чем пахнет; то червячка съест, а то и мышь лесную поймает.
Летом ежу хорошо: в траве, под кустами много еды. Но многие животные в лесу хотят ежа поймать и съесть. Как вы думаете, какие лесные животные хотят поймать ежа (ответы детей)
- Правильно вы говорите. Ежа хотят поймать не только волк и лиса, но и даже сова охотится за ежом, но не всем удаётся поймать ежа.
- Ребята, а почему не все могут поймать ежа (ответы детей)
- Оказывается при малейшей опасности ёж сворачивается, мордочку и ножки прячет под себя, выставляет острые иголки, превращается в колючий шар – никак его не схватить: настоя-щий колючий колобок.
Развивающая задача: развивать интерес к живот-ному миру.
- Ребята, а кто из вас знает, что делает ёж зимой (ответы детей)
- Зимой ежу плохо, в лесу холодно, всё покрыто снегом и нечего есть. Поэтому ежи зимой ложа-тся спать. Ёж ляжет под куст на опавшие листья, снег его закроет, как одеялом. И спит ёж долго-долго всю зиму, до самой весны, до тепла. Так и живёт ёж круглый год.
Вывод:
- Вот как много мы узнали про ежа: как он живет, что делает летом и зимой, чем питается и кто его враги.
- Ребята, а Маша кроме картины принесла нам ежа посмотрите какой он хороший. (показывает игрушку-ежа).
- И этот ёжик хочет с вами поиграть. А вы хоти те поиграть с ним?
Д:- Да!
Физкульт – минутка.
(проводится подвижная игра «Ёжик» выбирает-ся водящий ребёнок который будет ежом. остальные дети проговаривают слова и выполняют действия соответственно тексту:
- ёжик, ёжик покажи, нам свои иголки
говорят, что вы ежи очень, очень колки.
(дети показывают пальчиками иголки ежа)
- я клубочком свернусь по дорожке покачусь,
Кто с дорожки не свернёт на иголки попадёт.
(после этих слов водящий пытается поймать детей)
Игра проводится несколько раз.
Основная часть:
Сюрпризный момент.
- Ребята пока мы с вами играли с ежом у нас появился волшебный сундучок со сказками.
- А что происходит когда появляется сундучок со сказками?
(ответы детей)
- Правильно, к нам в гости приходит сказка. Хо-тите узнать какая сказка к нам пришла сегодня?
Д: - Да!
Развивающая задача на память и внимание.
- Тогда усаживайтесь поудобнее на стульчики, смотрите и слушайте.
(вос-ль выставляет настольный театр, рассказы-вает сказку и одновременно действует игрушка-ми).
Сказка В. Бианки «Лесной Колобок – колючий бок».
Жили-были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:
- Глянь-ка, старуха, никак под кустиком –то наш Колобок лежит?
Старик плохо видел, да и у старухи глаза слези-лись. Наклонилась она поднять Колобка – и нат-кнулась на что-то колючее. старуха как закричит – «Ой!Ой!» - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.
Катился Колобок по дорожке – на встречу ему Волк:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я лесной Колобок – колючий бок!
Я по коробу не скребён,
По сусекам не метён,
На сметане не мешён.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на ощупь нехорош,
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, -
От тебя, Волк, и подавно уйду!
Волк рассердился - хвать его лапой! Колючки в лапу впились Волку, - ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке – только его Волк и видел!
Катится Колобок – навстречу ему Медведь:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я лесной Колобок – колючий бок!
Я по коробу не скребён,
По сусекам не метён,
На сметане не мешён.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на ощупь нехорош,
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл,-
От тебя, Медведь, и подавно уйду!
Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить – губы наколол, ой, больно! А Колобок опять покатился – только его Медведь и видел.
Катится Колобок – навстречу ему Лиса:
- Колобок, Колобок, куда катишься?
- Качусь по дорожке.
- Колобок, Колобок спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я лесной Колобок – колючий бок!
Я по коробу не скребён,
По сусекам не метён,
На сметане не мешён.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на ощупь нехорош,
Как меня ты возьмёшь?
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушёл, -
От тебя, Лиса, не хитро уйти!
И только было покатился по дорожке – Лиса его тихонько, одними коготками толк! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками – поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной ёж.
Вывод:
«Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!»
- Ребята, о ком была сказка?
- Правильно, (имя ребёнка) эта сказка про лесного ёжика.
- Кто нашёл ежа в лесу? (ответы детей)
- Кого ёж встретил на своём пути?.
- Чем закончилась сказка? (ответы детей).
Заключительная часть:
- Молодцы, все внимательно слушали. Понравилась вам сказка?
Д:- Да!
- Сказке пора в волшебный сундучок, ведь её ждут другие дети.