Ковалевская Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познавательной деятельности «Моя вселенная» для детей с нарушениями речи 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя вселенная»
Разновозрастная группа
компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи (5-7лет).
Воспитатель: Павлова Т. В.
пгт. Шахтерск
2024 г.
Тема: «Моя вселенная».
Цель: обогащать и расширять представления дошкольников о космическом пространстве.
ЗАДАЧИ:
Образовательные-уточнить и расширить представления воспитанников старшего
дошкольного возрасте о космосе и о спутнике Земли-о Луне.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Моя вселенная“ для детей с нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Космос. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие- развивать познавательную активность, творческое мышление.
Формировать интерес, желание узнать больше о планетах солнечной системы. Вызвать
желание исследовать и изучать космическое пространство
Воспитательные- воспитывать желание работать в коллективе. Воспитывать чувство
гордости за свою страну в вопросе исследования солнечной системы.
Возраст воспитанников: Разновозрастная группа компенсирующей направленности для
детей с нарушением речи (5-7лет).
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип ООД: совмещение дидактических задач на обогащение и закрепление ранее
приобретённых знаний.
Форма ООД: совместная деятельность педагога с воспитанниками (обще-групповая
деятельность).
Виды детской деятельности : исследовательская, познавательная, речевая,
коммуникативная, игровая.
Образовательные технологии: здоровье сберегающая технология, исследовательская
технология, личностно-ориентированная технология, технология предметно-
развивающей среды, технология проблемного обучения, технология ТРИЗ.
Словарная работа: названия планет солнечной системы; вселенная; вечное движение;
вращение по часовой или против часовой стрелки; звёздочка, звёздное, звездочет,
звездопад; «падающие звёзды»; пульсары («вращающие звёзды»); лунные кратеры.
Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедий по теме «Космос»;
чтение детских книг о космосе; пазлы «Планеты Солнечной системы»; вкладыш
«Планеты», развивающие карточки «Космос», беседы: «Они были первыми», «Ю. А.
Гагарин»; изо-деятельность, ручной труд «Моя ракета»; дидактическая игра «Разложи
планеты», речевые игры: «Все планеты по порядку», «Звёзды светят».
МЕТОДЫ:
Наглядные-Создание предметно-развивающей среды; эксперимент «Солнечная система»;
дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна»; слайд Луна».
Словесные-Наводящие вопросы, словесные поощрения; дидактическая игра «Что в
сундучке?» по технология ТРИЗ; речевая игра «Звёздные слова»; речевое упражнение
«Все планеты по порядку.».
Практические- Дидактическая игра «Планеты солнечной системы»; дидактическая игра
«Земля- Луна»; эксперимент «Звуки вращающихся звёзд»; опыт «Лунные кратеры»; опыт
«Космос в сосуде»; практическое упражнение «Фотография моей вселенной».
Материал и оборудование: картины «Космос», звёзды (развешенные по группе);
сундучок, ракета (сделанная из бросового материала, картинки ( планеты: Земля, Марс,
Сатурн, Луна, Юпитер, Солнце, комета, звёздное небо; вкладыши «Вселенная», мольберт,
орбиты с планетами; солнце (картинка, цветные шнурки, планеты (картинки);желтая
палочка, картинки планет на ниточках- «Солнечная система»; большой мяч, большая и
маленькие бусинки- «Солнце, Земля и Луна»; фотографии планет Земли и Луны на
каждого ребёнка- «Земля-Луна»; надутые воздушные шарики с маленькой гайкой внутри
на каждого ребёнка-«Звуки вращающихся звёзд»; модули для постройки ракеты;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд «луна»; мука на тарелочке,
насыпанная горкой, пластмассовый шарик на ниточке на каждого ребёнка- «Лунные
кратеры»; стакан с медицинским спиртом, пипетка с набранным нерафинированным
маслом, стаканчик с холодной водой, маленькая ложечка, шпажка на каждого ребёнка,
фартук, нарукавники, головной убор на каждого ребёнка- «Моя вселенная»; круги
жёлтого цвета разных размеров, рисунки детей «Ночное звёздное небо».
Структура образовательной деятельности :
I Мотивационный этап
1 Дидактическая игра «Что в сундучке?» по технология ТРИЗ.
II Содержательный этап
1 Дидактическая игра «Планеты солнечной системы».
2 Эксперимент «Солнечная система».
3 Дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна»
4 Дидактическая игра «Земля- Луна».
5 Речевая игра «Звёздные слова».
6 Эксперимент «Звуки вращающихся звёзд».
7 Опыт «Лунные кратеры».
8 Опыт «Космос в сосуде».
III Заключительный этап.
1 Практическое упражнение «Фотография моей вселенной».
2 Рефлексия.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I Мотивационный этап.
1 Дидактическая игра «Что в сундучке?» по технология ТРИЗ. (Проводится в раздевалке
группы).
Воспитатель- Ребята, посмотрите, что у нас изменилось в раздевалке?
(Ответы детей. Кто-то из детей увидит сундучок).
Попробуйте отгадать что в нём. Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать словами:
«Да- нет».
(В результате дети находят правильное решение).
Молодцы, всё правильно. Но в сундучке не только ракета, но и картинки.
Скажите мне, что объединяет все эти картинки и ракету?
(Ответы детей- Космос, солнечная система, вселенная).
И поэтому я приглашаю вас в космическую лабораторию.
II Содержательный этап.
1 Дидактическая игра «Планеты солнечной системы».
Воспитатель-Давайте вспомним и назовём все планеты нашей вселенной.
Предлагаю каждому выбрать в какой технике будет работать. У нас есть вкладыши; на
столе, где шнурками выложены орбиты планет и на мольберте. А чтобы не запутаться,
вам надо будет проговаривать пальчиковое упражнение:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз- Меркурий,
Два-Венера,
Три- Земля,
Четыре- Марс,
Пять- Юпитер,
Шесть- Сатурн,
Семь- Уран,
За ним Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
2 Эксперимент «Солнечная система».
Воспитатель- представьте, что желтая палочка у меня в руках- Солнце, а 9 шариков на
ниточках- планеты. Я начинаю вращать палочку, и мы видим, что все планеты летят по
кругу. Что и происходит в нашей солнечной системе.
Сможете сейчас сказать, что помогает солнцу удерживать все планеты на своих орбитах?
(Ответы детей- Помогает движение солнца, вечное движение).
3 Дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна».
Воспитатель- Наше солнце по сравнению с другими звёздами небольшое. Но по нашим
земным меркам солнце огромное.
Давайте представим себе, что наша солнечная система уменьшилась. И наше солнце
стало размером с этот мяч. Как вы думаете: какого размера станет наша Земля? Почему
вы так думаете?
(Ответы детей).
А какая планета будет размером с этой бусинкой? Почему?
(Ответы детей — Это Луна, она меньше нашей Земли).
4 Дидактическая игра «Земля- Луна».
Воспитатель- Ребята, а вы можете мне сказать почему наша Земля самая необычная
планета?
(Ответы детей- Наша планета окружена воздухом).
Наша Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки за 1 год и при этом она
вращается вокруг своей орбиты. А Луна тоже вращается вокруг своей оси и вокруг нашей
планеты. И поэтому мы земляне всегда видим только одну сторону Луны. Хотите
проверить?
Встаньте лицом к листочку с изображением Земли. И при этом вы должны смотреть на
листок с изображением Луны. Обходите вокруг Земли, оставаясь все время лицом к Луне.
Что с вами происходило при движении?
(При движении все время поворачивали своё тело).
Вот так и происходит в нашей вселенной. Луна вращается вокруг Земли и при этом Земля
вращается вокруг своей оси. Поэтому мы видим только одну сторону Луны.
5 Речевая игра «Звёздные слова».
Воспитатель- А вы хотите побывать на Луне?
Проходите, занимайте свои места в космическом корабле. А пока мы будем лететь,
давайте поиграем в слова:
Большая звезда, а маленькая-….
На небе много звёзд, оно- ….
Человек, который считает звёзды-…
Скопление звёзд на небе-…
Момент, когда «падают «звёзды-…
(Звёздочка, звёздное, звездочёт, звездопад).
6 Эксперимент «Звуки вращающихся звёзд».
Воспитатель — Вот мы и прилетели. Выходите осторожно. Как выдумаете в космосе есть
звуки или там тишина?
(Ответы детей-В космосе тишина, там нет воздуха.
В космосе некому шуметь.)
Возьмите эти шарики и быстро их раскрутите, а затем резко остановите его. Что вы
слышите?
(Ответы детей- звук, который издаёт
гайка в шарике).
Воспитатель- На самом деле, в космосе очень много объектов, которые издают звуки:
пролетающие метеориты, «падающие звёзды», пульсары (вращающие звёзды). Эти звуки
просто услышать нельзя, потому что нет воздуха, который и передаёт это звучание. Для
этого учёные придумали специальные приборы.
7 Опыт «Лунные кратеры».
Воспитатель- Ребята, посмотрите внимательно на поверхность Луны (слайд на экране). Из-
за чего вся поверхность спутника Земли вся в ямах, и как они называются?
(Ответы детей — это кратеры.
Они появляются при падении метеорита).
Воспитатель- Подойдите каждый к своей «горке». Возьмите шарик и бросайте его в горку.
Осторожно вынимайте шарик, и вы видите подобие кратера.
А почему на Луне так много кратеров7
(Ответы детей- На Луне нет атмосферы.
И об неё с большой скоростью
ударяются космические объекты).
8 Опыт «Космос в сосуде».
Воспитатель- когда ни будь человек захочет полететь в другую вселенную. Давайте
представим себе какая она будет. И проведём опыт. Но сначала напомню правила
безопасности:
*Жидкость в стакане руками не трогать.
*Пипетку держать строго за резиновую часть.
*На вкус ничего не пробывать.
Воспитатель- В ваших стаканах налит спирт, а в пипетках набрано масло. Осторожно
капайте в стакан большую каплю. Что вы видите?
(Ответы детей- Капля опустилась на
дно в виде золотистого шарика).
Почему это произошло?
(Ответы детей- тонут тяжёлые предметы).
Да, ребята, всё дело в плотности и тяжести этих жидкостей. Масло более тяжёлое чем
спирт. А вы хотите, чтобы ваш шар не лежал на дне, а парил как планеты в космосе. ?
(Ответы детей- Да, а как это сделать).
Нам надо сделать так, чтобы спирт стал более плотным чем масло. Для этого возьмите
ложечки и осторожно добавляйте воду в стакан. Что вы видите?
(Ответы детей- шар начинает парить,
подниматься на поверхность).
В стаканах у вас всех появился свой космос, вы можете его менять с помощью шпажки.
Соединять шарики или наоборот из одного большого делать много маленьких. Ваши
шарики — это космические тела, звёзды.
III Заключительный этап.
1 Практическое упражнение «Фотография моей вселенной».
Воспитатель- Предлагаю сделать на память фото вашего космоса. Вот много разных
планет, возьмите какие похожи на ваши и наклейте их на картинку.
2 Рефлексия
Воспитатель- На сегодня ваша экскурсия в космическую лабораторию закончена. А теперь
скажите мне что вам больше всего понравилось сегодня?
(Ответы детей).