Вера Шведова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Космическое путешествие» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Цель: Обобщение представлений о космосе. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные
Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, метеоритах, астероидах, туманностях,кометах, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной
2. Воспитательные:
Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Космическое путешествие“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга, желание прийти на помощь.
Воспитывать умение действовать в коллективе.
3. Развивающие:
Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
Развивать логическое мышление, внимание, воображение. память, наблюдательность.
Стимулировать познавательную активность детей.
Активизировать словарь детей: Вселенная, туманности, астероиды, метеориты, кометы, планеты.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Предварительная работа:
просмотр слайдов, презентаций,
чтение познавательных рассказов из энциклопедии: “Я познаю мир”,
беседы на тему: «Этот загадочный Космос».
Материалы и оборудование:
подбор слайдов о космосе, телевизор, одноразовые тарелки, розетки, мука, галька, молоко, жидкое мыло, пищевые красители, пипетки, ватные палочки, воздушные шары, акриловые нитки, трубочки для коктейля, скотч, газеты, жатая бумага, фольга, клеёнка, мяч - «падающая звезда», «астероидный пояс», «телескоп», звезды - ориентиры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается (День космонавтики, правильно, он отмечается 12 апреля.
Раздаётся стук.
-Ой, смотрите к нам упала настоящая звезда.
Дети подбрасывают мяч - «падающая звезда», оттуда выпадает записка
«Приглашаю вас на опытно - экспериментальную космическую станцию. Дорогу укажут звёзды. Полярная звезда».
Воспитатель. Ну что отправляемся в путешествие? Тогда одеваем «скафандры» и в путь.
Дети надевают воображаемые скафандры и по ориентирам проходят в соседнюю группу. Там их встречает Полярная звезда.
Звучит космическая музыка. Дети присаживаются перед телевизором. Полярная звезда рассказывает о космосе, сопровождая рассказ показом слайдов
Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? Как называется этот безграничный и необъятный мир? Космосом или Вселенной. Вселенной нет ни конца, ни края. Она наполнена бесчисленным множеством звёзд, планет, и других космических тел. Здесь царит холод и мрак, и нет воздуха. В бесконечной Вселенной наша Земля маленькая планета, Посмотрите какая она. Мы уже с вами говорили про Солнце. Солнце это обычная звезда, самая близкая к Земле.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Сколько на небе звезд?
Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.
Что представляет собой звезда? (Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.)
Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.
Человека всегда интересовал загадочный мир Космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения. И вот ученые под руководством Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта глубокими ямами – кратерами? Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.
Опыт. Звезда предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая в тарелочки с мукой камни-метеориты. емкость с «лунной пылью». От падения камней образуются ямки.
Вывод : кратеры образуются при падении метеорита, чем больше камень, тем глубже получается углубление.
Дело в том ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. Если бы дул ветер, то эти следы давно бы исчезли. Давайте посмотрим, что с ними бы произошло. Как можно создать ветер?. Надо сильно подуть.
Дети дуют на «следы» – и те исчезают.
Вывод :на земле есть атмосфера и есть ветер, поэтому следы от падения метеоритов быстро «смазываются». А так как на Луне нет ветра, эти углубления сохраняются и останутся на ней навсегда. А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле
Человечество осваивает космос. Земляне увидели далёкие планеты «глазами» космических роботов. Всё глубже в таинственные недра Вселенной проникают современные телескопы и радиотелескопы.
Учёные-астрофизики решают вопросы об образовании и эволюции Вселенной, – это значит мыслить космически. Пришло время осознать, что среда нашего обитания не только Земля, не только Солнечная система, но вся Вселенная. Человечество всё в большей степени становится космической цивилизацией.
В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. Туманность — участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.
Опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности.
Приступим к созданию нашей туманности. Для этого нам понадобилось: молоко, пипетка, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло. Сначала надо капнуть из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем взять ватную палочку, макнуть ее в жидкое мыло и опустить в центр цветной капли. Происходит «взрыв». Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке.
Результат превзошел все ожидания — туманность была прямо как из космоса! Концентрирую внимание детей на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности.
Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты: запустим шарик в виде ракеты!
По группе растянули несколько акриловых нитей длинной 4-5 метров с одетыми на них трубочками и скотчем, чтобы шарик прикреплялся к трубочке. Дети надувают шары и начинают отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3…ПУСК!
Физминутка. Игра «Пояс астероидов»
На палке на резинках разной длины закреплены «астероиды», дети должны преодолеть препятствие и не задеть «астероиды».
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
-Какие космические объекты вы встретили?
– Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас вместе со мной сделать комету своими руками.
(дети переходят в рабочую зону)
Из газеты надо «слепить» шар, прикрепить разноцветный «хвост» и шар обернуть фольгой.
– Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
Самостоятельные деятельность детей. Во время работы звучит лёгкая музыка.
Ну вот наша комета готова. Ну, а вам пора отправляться на Землю, ведь на земле нас ждет еще много интересного.
Дети возвращаются в группу, где их ждёт подарок от «Полярной звезды» - «телескоп». Опробовав «телескоп» дети выходят на прогулку и запускают «кометы».