Ирина Янгуатова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Медведи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные. Медведи.»
Цель: Дать детям представление о том, что на планете живут разные виды медведей, с помощью изготовления интеллект карт.
Задачи:
Обучающие
Формировать представления о чудесном мире дикой природы, которую они не видели, но могут о ней узнать.
Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Дикие животные, Медведи“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания детей о медведях.
Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей.
Воспитательные:
Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Словарная работа: познакомить со словами : место обитания, окрас животных, добыча.
Предварительная работа: Просмотры видеофильмов о жителях дикой природы, «ВВС» детям о животных. Настольные игры: пазлы «Дикие животные»
Рассматривание и изучение карт;
Выполнение интересных заданий, упражнений содержащих информацию о животных.
Оборудование: Мультимедийный проектор, иллюстрации картинок различных видов медведей, лист формата А3, цветные фломастеры, клей.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предполагаемый результат: в ходе НОД дети смогут повысить свою познавательную активность, повысят свои знания о жизни обитания медведей на планете; развитие речи и мыслительных операций; получат положительный опыт коллективного взаимодействия.
Методы и приемы:
Словесные: загадка, беседы, рассуждения.
Практические: интеллект-карты
Наглядные: презентация с изображением животных, видеоролик о медведях.
Ход занятия:
Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Воспитатель: У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).
Сегодня у нас с Вами не обычное занятие, Ребята, вы любите путешествовать? (да). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планете.
Я прочитаю вам загадку, вы её отгадайте и скажите о ком пойдет речь?
Спит зимою великан
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан. медведь.
Воспитатель: Тема нашего путешествия – «Дикие животные. Медведи». Вы познакомитесь с особенностями этого зверя, с его повадками, образом жизни. Узнаете о том, какие бывают медведи. (Слайд 1)
Рассматривание картинки с изображением медведя.
– Посмотрите на картинку, изображающую медведя.
– Какой медведь?
– Назовите части тела медведя.
– Чем покрыто тело медведя?
– Какое тело у медведя?
– Какие лапы? Сколько их?
– Что есть на лапах у медведя?
– Какой хвост?
– Какая голова?
- Что расположено на голове у медведя?
- Какие еще бывают медведи?
– Что вы знаете о медведе?
Рассказ воспитателя.
Медведя знают все. Это «хозяин» леса. Громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея мохнатая, короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные.
Мишка – герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток. Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка, Топтыгин или Михаил Потапович». Сказочный медведь – зверь могучий, но добрый и незлобный, а порой доверчивый и простодушный.
Воспитатель:
- Героем каких сказок является медведь? («Маша и медведь», «Вершки и корешки», «Три медведя» и т. д.) (Слайд 2)
Воспитатель: (продолжает рассказ) (слайд 3)
Медведи – самые крупные хищные млекопитающие, живущие в основном в северном полушарии нашей Планеты. Они могут жить в степях, лесах, высокогорьях и в арктических льдах. Поэтому образ жизни и питание разных видов очень различается.
Все медведи, живущие на нашей Планете, относятся к классу млекопитающих, отряду – хищные (подотряд – псообразные, семейству – медвежьи. Для псообразных животных характерно наличие острой морды и то, что они не могут втягивать когти, как хищные из подотряда кошкообразных.
Семейство медвежьи объединяет восемь видов медведей : бурый медведь, белый медведь, черный медведь Барибал, гималайский медведь, очковый медведь, медведь – Губач, Малайский медведь – Бируанг, Большая Панда.
Воспитатель: Где живет медведь в дикой природе? (слайд 4)
Карта распространения медведей на Планете.
Ареал проживания животного широк. Он включает в себя Арктику и Антарктику, Канаду и Аляску. В природе медведя можно встретить в Европе, Азии, на американском континенте. Некоторые представители хищников живут в Австралии, на островах Японии, Суматре, Яве. Они обитают на равнинах и горах, на берегах океанов, жарких и очень холодных местностях.
Одни роют берлоги, другие живут в дуплах деревьев, третьи – пещерах. Все медведи, кроме белого, ведут оседлый образ жизни. Они любят одиночество, хотя иногда могут жить семьями (медведица и медвежата).
Воспитатель: Где живут белые медведи? (на севере). Правильно, здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.
Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди)
Воспитатель: Чем питается медведь? (слайд 5)
Рацион животных состоит из ягод, орехов, кореньев. Они любят рыбу, насекомых, лягушек и моллюсков. Бурый медведь не прочь полакомиться мясом косуль, оленей, лосей. Любит мед.
Малайский медведь ест бананы, а панда – побеги сахарного тростника.
Самый маленький, сумчатый медведь, коала, является вегетарианцем: лакомится эвкалиптом, а недостаток белка восполняет, поедая землю. Это единственный представитель, в меню которого нет ни насекомых, ни мяса других животных.
Воспитатель: молодцы, а теперь садитесь за столы, там Вас ждут картинки медведей.
(Детям раздаются интеллект - карты для графических изображений)
Воспитатель: Что первое мы сделаем?
Д. : В центр приклеим картинку медведя.
Воспитатель: Ребята, какого цвета медведь?
Дети: Бурого.
Воспитатель: Правильно, к какой группе живого относится медведь? (животные, по латинский- фауна, к группе - звери).
Воспитатель: Из каких частей состоит медведь? (дети приклеивают картинки и обводят цветным фломастером)
Воспитатель: Виды медведей? (названия) (дети приклеивают картинки и обводят цветным фломастером)
Воспитатель: Где обитают медведи? (дети приклеивают картинки и обводят цветным фломастером)
Воспитатель: Чем питается белый медведь? (дети приклеивают картинки и обводят цветным фломастером)
Воспитатель: В каких сказках встречаются медведи? (дети приклеивают картинки и обводят цветным фломастером)
Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».
Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).
Воспитатель: А откуда мы с вами узнали о медведях, о его друзьях, стране Арктика, мы ведь там не были?
Д. : Из видеофильмов, рассказов из книг, журналов, по карте.
Воспитатель: Посмотрите на свои работы, как вы думаете, можно рассказать о медведях по нашим картам.
Воспитатель: А теперь, кто из вас хочет рассказать о медведях? (Рассказ по цепочке по интеллект - карте).
Воспитатель: Медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Что такое Красная книга? Дети: Эта книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений, которые надо охранять.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, сделали интеллект-карту, рассказали про белого медведя в соответствии со схемой. Мне так понравились ваши рассказы.
Но, а теперь, нам пора возвращаться. Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного вы узнали сегодня о медведях.