Шитова Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Соль такая разная» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
Программное содержание:
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Словарь: каменная, поваренная, морская, минеральное вещество, рудник.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Соль такая разная“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, соль, стакан с водой, ложка, солёный раствор воды, яйцо,
Для детей : лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Глазки тихо открываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Я желаю вам, чтобы ваше это настроение сохранилось у вас в течение всего дня.
- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
(Загадка – подсказка) : Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).
- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд №2,3)
Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (Слайд №4)
Давайте посмотрим, как добывают соль.
Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (Слайд №5,6)
Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №7)
и открытыми способами – на поверхности земли: сбор тракторами (слайд №8) и методом выпаривания (слайд №9)
Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд №10)
Также соль используют в кулинарии (слайд №11, народной медицине - солевые компрессы при ушибах, полоскание горла (слайд №12, в косметологии (слайд № 13, для уборки территории (слайд № 14).
Соль нужна не только человеку и животным. (Слайд №15.)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на физминутку. (Звучит музыка)
Соли в речку брошу я, (идут шеренгой)
Море выйдет у меня. (показывают «круг»)
Чайки в небе закричат, («летают»)
Черепахи зашуршат. («ползают»)
И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. («плавают»)
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. («руки вверх»)
Соли в речку брошу я, (идут шеренгой)
Выйдет море у меня. (показывают «круг»)
Только где бы по пути
Столько соли мне найти? (разводят руками)
Воспитатель: Ребята, куда же мы пришли? Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей). Правильно, в лаборатории учёные проводят эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе в лаборатории. Давайте вспомним эти правила:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок).
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов).
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит».
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяет лёд».
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.
Опыт №4 «Соль впитывает влагу».
Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)
Опыт №5 «Соль растворяется в воде».
Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась).
- Какая стала вода? Ответы детей - (соленая).
- Куда делась соль? Ответы детей : (она растворилась).
Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее».
Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть яйцу. Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить. (Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).
Воспитатель: А сейчас я хочу вам предложить самим сделать цветную соль. Мы с вами будем красить соль с помощью цветных красителей, которые сделаны из обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натёрла, размолола.
Насыпьте в тарелочку 1 ложку соли и цветного порошка. Аккуратно палочкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль. Разделимся на 2 команды и каждая команда, будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы цвета не сливались, красиво сочетались.
- Пусть эти вазочки с цветной солью хранятся в нашей группе. Береги её, не рассыпайте и у нас всегда будет мир и дружба.
А теперь, давайте вернёмся к нашим мискам со льдом.
(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).
Вывод: соль растворяет лёд.
- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой разной солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?
В ходе исследования мы узнали, что:
Соль – кристаллизующееся вещество белого цвета, не имеет запаха.
Соль растворяется в воде.
Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
Соль полезна, не только человеку, но и животным, так как в ней содержатся микроэлементы.
Большое количество соли может нанести вред человеку.