Елена Охрименко Васильевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Мир тканей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы детского сада по познавательно - исследовательской деятельности.
ТЕМА: «Мир тканей»
Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Мир тканей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
- Дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;
- Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть);
- Формировать представления о качестве и свойствах ткани, способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей;
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.
Материал: Картинки с одеждой, одежда из разных тканей, образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка, нитки, кусочки ваты, емкости с водой, ножницы, буквы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,
К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», Г. -Х. Андерсена «Лен».
Составление коллекции тканей.
Просмотр презентаций: 1 Хлопок. 2 Лен. 3 Шерсть. 4 Шелк.
Дидактические игры: «Одень куклу», «Кто что носит», «Одень куклу для прогулки».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Словарная работа: Фактура, хлопок, шелк, лён.
Ход занятия:
Дети подходят к столу. На столе коробочка (с тканями).
- Что это? Давайте посмотрим. (Ткань)
- А что такое ткань? (Полотно)
- Для чего нужна ткань? (одежда, головные уборы, постельное белье, шторы, мебель)
- а раньше когда жили первые люди?
- Она одинаковая или разная?
- Чем отличается? (цветом, толщиной, составом, назначением)
Давайте теперь вспомним, какие свойства имеет ткань.
1. Мнется ли ткань? Ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.
2. Рвется ли ткань как бумага? Нет, она прочней.
3. Можно ли ее разрезать? Да, ткань легко режется.
4. Намокает ли ткань? Ткань намокает, а есть ткань, которая не намокает.
Сейчас мы приглашаем вас в лабораторию ткани. Вы сегодня будете настоящими учеными – экспериментаторами. В лаборатории мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани)
- У вас у всех образцы тканей. Возьмите верхний образец (мешковина)
Опыт 1.
- Из чего она состоит? (Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)
- А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток? (Посмотреть под лупой.)
- Вы видите, сколько ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани?
- Кто же их переплел? (А помогает людям ткацкий станок.)
Сделана эта ткань изо льна.
- Какая это ткань на ощупь? Какого цвета? Хочется такое платье, рубашку? Что люди шьют из такой ткани? (мешки). Но лен бывает и совсем другой. Очень тонкий и приятный к телу.
Опыт 2.
«Волшебный мешочек». Что в нем? Почему же у нас вата в мешочке?
Вата – это хлопок, только очищенный. И растение, у которого мы берем такую вату, называется хлопком. Растение это любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой – кусочек ваты! Выходят тогда люди в поле и собирают его. Соберут хлопок, увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон нити.
- Мы сейчас с вами и попробуем сделать хлопковую ниточку. Возьмите кусочек ваты, намочите пальчики и скручивайте вату пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получается?
- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопковая нить. Волокна ваты сцепляются своими ворсинками, когда мы их скручиваем – вот и получается нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. А уж из нити можно сделать ткань.
- Возьмите второй образец ткани. Это и есть хлопковая ткань.
- Какая она на ощупь? Какого цвета? Она какая по толщине? Легкая или тяжелая?
Но хлопковая ткань бывает разная : хлопок, хлопковый трикотаж, перкаль, батист, ситец, байка, фланель, сатин, поплин, марля.
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты)
Опыт 3.
Пропускает ли хлопковая ткань воздух?
Направляем воздушный поток на ткань и смотрим. Если ткань пропускает воздух мы говорим, что она дышит. В такой одежде нам хорошо летом.
Опыт 4.
– Выберите ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду, поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Какая это ткань в руках? (Плотная, толстая, пушистая, мягкая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.) Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, иногда пушистые. А делают такую ткань из шерстяных ниток. Из шерсти каких животных делают такие нити? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
В определенное время их стригут. Шерсть стирают, расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи или ткут ткани.
Физкультминутка Ох, испачкалась одежда.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили.
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Опыт 5
- А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон (да не один, а миллионы, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику. Найдите у себя на столе шелковую ткань, возьмите ее в руки, какая она? (гладкая, мягкая, приятная)
Что вы нового узнали? Чем похожи ткани?
А чем отличаются ткани? Что мы сегодня делали? Какие ткани изучали?
Что вам больше всего понравилось в лаборатории?
- Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали! А кто придумывает и создает одежду? (художники, модельеры, дизайнеры). Давайте и мы на время превратимся в художников. Хотите придумать свою ткань? Мы приготовили для вас лекала. Мальчикам рубашки, девочкам сарафаны. Дети рисуют каждый свой узор красками на ткани.