Елена Акимова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Незнайка решил стать писателем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Как Незнайка решил стать писателем.
Цель:познакомить со "словами-синонимами».
Задачи:
- закрепить понятия: «предложение», «слово», «слова-помощники», учить выделять их из устной речи;
- упражнять в составлении предложений из 3-х и 4-х слов.
- развивать грамотность речи,
- уметь подбирать слова и предложения по аналогии;
- воспитывать внимательность и самостоятельность.
Активизация словаря: слово, предложение, слова – помощники, предлог, синонимы, схема предложения.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Как Незнайка решил стать писателем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: кукла – Незнайка, предметные картинки (ракета, вагон, лимоны, книжка, конфета).
Ход занятия:
1. Оргмомент. «Поможем Незнайке».
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Теперь он решил попробовать стать писателем, но его что-то смущает в собственных предложениях. Давайте поможем ему разобрать их. Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку.
Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой:
- Цветы стоят на вазе. (Неправильно. Цветы стоят в вазе).
- Маша с мамой идут на кино. (Неправильно. Маша с мамой идут в кино.)
Ребята, какие слова перепутал Незнайка? (В, на). Как мы называем маленькие слова? (слова – помощники, предлоги).
Аналогично проводится работа с другими предложениями.
2. Игра «Какие бывают слова». Дети становятся в круг, воспитатель показыват изображения. Спросить у детей, какие предметы нарисованы? (ракета, вагон, лимоны, книжка, конфеты).
Воспитатель:
- Вы назвали много слов и все они звучат по – разному. Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».
Есть сладкое слово – конфета, Есть слово упрямое – цель,
Есть быстрое слово – ракета, Есть слово колючее – ель,
Есть кислое слово – лимон, Есть книжное слово – страница,
Есть слово с окошком – вагон, Есть слово лесное – синица,
Есть слово колючее – ёжик, Есть слово пушистое – снег,
Есть слово промокшее – дождик, Есть слово весёлое – смех.
Воспитатель, кидая мячик воспитанникам по очереди, просит назвать: «сладкие слова» (мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета); «быстрые слова» (ракета, самолёт, поезд); «колючие слова» (ёжик, иголка, шило, гвоздь).
Воспитатель:
- Ребята, вы назвали очень много слов и все они звучат по – разному.
3. Усвоение детьми связи слов в предложении. «Рассказ про Витю».
Ребята, вы уже знаете, как важно не терять слова в предложении. А мальчик Витя, про которого я вам сейчас расскажу, этого не знал. И вот что с ним произошло.
«В моём доме живет мальчик Витя. Он всегда опаздывает в детский сад. «Почему ты всегда опаздываешь?» - спрашиваю я Витю. А он отвечает: «У меня по утрам одни неприятности. Вот проснулся утром, хочу надеть …, а её нет. Хочу обуться, ищу, а они на стуле. Вот почему я опаздываю в детский сад.»
Вы поняли, почему Витя опаздывает в детский сад? (Он не убирает на место свои вещи.) А что ищет по утрам Витя, вы поняли? (нет.) И я не поняла, потому что Витя пропускал слова, не договаривал предложения. Давайте научим Витю правильно рассказывать, добавив слова, которые пропускал Витя. Дети дополняют предложения с опорой на предметные картинки.
4. Физкультминутка "Незнайка"
Наш Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
На коленочки присел
И на небо посмотрел.
Чтобы подрасти немного,
На носочки встал легонько.
Раз присел и два присел,
И на коврик тихо сел.
5. «Скажи по – другому»
Ребята, в этой игре я буду учить вас вспоминать слова, похожие по смыслу на то слово, которое я назову.
«Большой». Дети называют: огромный, крупный, громадный, гигантский.
Красивый – пригожий, хороший, прекрасный, чудесный, прелестный.
Мокрый – сырой, влажный. И т. д.
6. Составление предложений из четырех слов с предлогами «за» и «под».
Воспитатель ставит зайку за стул, а мишку под стол.
Воспитатель:
- Куда спрятался зайка? (Зайка спрятался за стул).
- Куда спрятался мишка? (Мишка спрятался под стол).
- Сколько слов в предложении? (4).
- Какое второе слово, последнее?
- Составьте схему предложения: "Зайка спрятался за стул"
.
|___ ___ ___ .
Назовите слово – помощник. (За).
Затем воспитатель предлагает спрятаться нескольким детям. Когда их находят, задают вопросы:
- Куда ты спрятался?
- За что ты спрятался?
- Под что ты спрятался?
Оля спряталась за шкаф. Миша спрятался под зонт.
7. Итог занятия.