Елена Пинаева
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наши предки-славяне»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране.
Развивать понятие об эволюции жизни человека от древнего мира до сегодняшних дней:
- продолжать расширять знания детей об истории нашей страны;
- познакомить с жизнью, обычаями и занятиями наших предков;
- учить детей сравнивать и анализировать жизнь прошлого и современного мира;
- развивать навыки чтения схематического изображения предметов на бумаге.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Закреплять умение в театрализованной деятельности способность передавать состояние персонажей; развивать навык выразительной речи.
Закрепить умение применять полученные навыки для отображения жизни быта древних людей. Развивать эстетический вкус, интерес к историческому прошлому.
Воспитывать любовь к своей родине.
Обогащать и активизировать словарь детей: Российская Федерация, славяне, древность, прогресс, экспонат, пральник, чугунок, иероглифы, ухват, кочерга.
Ход занятия
Звучит песня о родине.
В: - Ребята, скажите о чем эта песня?
Д: - О родине
В: - Правильно, эта песня о родном крае. А почему он родной край?
Д: - Родной край потому, что мы здесь родились, выросли и живем
В: - Ребята, а как называется наш родной край, наша малая прекрасная родина, которая нам дороже всего?
Д: - Карачев.
В: - Послушайте, какие проникновенные строчки написали наши карачевские поэты о нашем городе.
Т. А. Волосатова
На холме у речки приютился город,
Он ничем не блещет, далеко не молод,
Но он наш родимый, тем неповторимый,
Наш – и не иначе – дорогой Карачев.
Клавдия Асеева
Есть город, который на карте так мал,
Точнее, едва обозначен,
Но кто хоть однажды у нас побывал,
Навек не забудет Карачев.
Он выстоял, выжил в нелегкой судьбе,
В нем сила великая скрыта
Здесь каждый прохожий расскажет тебе,
Чем славен и чем знаменит он.
В: - Это так красиво говорят о нашем родном Карачеве.
- Ребята, а как называется наша великая, большая и необъятная страна, в которой живет много народов, в ней много рек, озер, морей, лесов и гор; разнообразен природный и растительный мир.
Д: - Россия
В: - Правильно, Российская Федерация
Послушайте стихотворение, Н. Забила «Наша Россия»
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы,
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга,
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится…
Видите, как велика и необъятна наша страна, ее очень трудно проехать на поезде.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- А куда вы хотите совершить путешествие?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда – ответ в загадке:
- Оно всегда есть, но его не видно, не слышно. Его не потрогаешь, не понюхаешь. Без него жизни нет, без него ничего не бывает. Оно есть всегда и длится ровно столько, сколько надо, не больше и не меньше. Это способ существования земного мира и всей вселенной. Что это такое? (его люди теряют, находят, убивают, тратят, не жалеют, проводят, никогда не могут вернуть, его всегда не хватает. Оно бывает радостным и печальным, тяжелым и легким, быстрым и медленным, его может показать один предмет, который есть у вас дома, его носят на руках, на него смотрят). Что же это такое?
В: - Правильно, это время. Значит, мы можем отправиться в путешествие во времени. А в каком веке мы с вами живем?
-А в каком году?
- Что нас окружает в современном городе?
- Что создано для человека, чтобы облегчить его труд?
- Течет время, с каждым годом люди узнают что-то новое – жилища, дома становятся все красивее, человек познает мир и делает его все лучше и улучшает свое благосостояние.
- Но было другое время давным - давно, когда люди не умели писать, не было книг, телевидения, транспорта, когда люди и подумать не могли о полетах в космос.
- А вы хотите побывать в том времени?
- Давайте попробуем опуститься в прошлое? В прошлое время в жизни вернуться не возможно, а в игре можно.
Физкультминутка
- Давайте представим - что мы часы, станем в круг, взявшись за руки и вместе со стрелками приставным шагом будем отсчитывать минуты (тик – так….)
- А теперь мы пойдем в другую сторону и отсчитаем время назад, чтобы попасть в прошлое.
- Вот мы с вами и попали в прошлое, как жили люди в древности нам подскажут экспонаты из уголка старины (дети рассматривают ручники, утюг, прялку и др.)
- А теперь давайте еще глубже опустимся в старину. – Посмотрите в сундучке появился новый экспонат, интересно, что это могло быть? (письмо на бересте)
- Кто бы мог написать это письмо? (древние люди потому, что раньше не было алфавита и люди писали знаками, рисунками и иероглифами).
- А в наше время пишут письма? (на бумаге, ручкой, карандашом, отправляют телеграммы, общаются через интернет, звонят по телефону)
- Интересно, что здесь написано, давайте попробуем прочитать (дети должны идти по пути солнца пока не увидят древних людей)
- Ребята, вы хотите узнать, как живут древние люди? Давайте опустимся еще глубже в старину.
- Ребята, вот мы и попали в далекое прошлое. Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин жили наши предки. А кого мы называем предками? (пра – пра – прабабушек и т. д.)
- А кто помнит, как еще называли наших предков? (славяне) - А как вы думаете, почему их так называли, какой это народ?
- Правильно, славяне – это славный, достойный, добрый, гордый, трудолюбивый народ! Это наши предки – славяне – люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами. Но их жизнь не была такой как у нас. Они пользовались только тем, что давала им природа. – Чем питались древние люди? (ягоды, плоды, корешки, листья деревьев, яйца птиц и тем, что добывали на охоте). - А чем они добывали пищу? (руками, ногами). - Представьте, как тяжело было руками, пальцами добывать коренья из земли, доставать фрукты с высоких деревьев. – Давайте представим, что мы с вами древние люди.
Физкультминутка
(под песню М. Боярского «Песня о вещах»)
-Ребята, у них было копьё, а из чего они его делали?
- Для чего еще могла бы быть нужна палка? (они доставали коренья из земли, сбивали фрукты с деревьев, из веток плели корзины, из коры вязали лапти).
– Ребята, давайте в свое время и посмотрим, где мы берем еду?
- Ребята, но какое самое главное достижение было у древних людей вы узнаете, если отгадаете загадку: «Красный петушок по жердочке бежит» (огонь).
– А теперь закройте глаза и послушайте, какую важную роль играл огонь для людей.
Сценка
(дети одетые в накидки сидят вокруг костра)
- Я слышал, как старшие говорили, что огонь зажгла молнии
– Я знаю, я видел, как молния попала в дерево – оно горело, как большой костер.
- От огня тепло ночью. На огне можно запечь мясо и рыбу – расскажи, как приходили люди.
- Я видел, как приходили люди из чужого селения. У них погас огонь. Им дали немного огня от нашего костра, они понесли его очень быстро и бережно, чтобы он не погас.
- А если пойдет дождь и зальет огонь?
- Если пойдет дождь мы унесем его в жилище. Нас и оставили стеречь, чтобы с огнем ничего не случилось.
(Дети засыпают)
- Беда! Скорее просыпайтесь! Огонь погас!
- Где же огонь, чем согреваться, на чем готовить мясо и рыбу?
- Мы нарушили правило. Мы все будем наказаны. С нами никто не будет ни есть, ни пить, ни разговаривать.
- Я попробую добыть огонь!
В: - Ребята, как можно добыть огонь, помогите им (дети высекают огонь из камня, трут палочки).
- Тяжело?
- А как люди в наши дни получают огонь?
- Посмотрите, появился огонек, а чтобы его сберечь и он никогда не погас, древние люди задабривали огонь.
Массаж
Мы вокруг костра встаем Дети становятся в круг, идут по кругу
Пламя вверх его несем. Присаживаются и встают руки вверх
Ты огонь скорей согрей Кружатся и делают фонарики
В нашем племени людей.
Греет грудку,
Греет шейку, Гладят шею сверху вниз,
Греет носик, Растирают крылья носа,
Греет лобик, Растирают лоб от середины к вискам
Греет ушки, Растирают ладошками уши,
Греет ручки. Растирают руки,
Всех согрел огонь теплом, Показывают руками на костер и садятся вокруг него.
Мы его здесь сбережём.
- Ребята, давайте свои палочки положим в костер, а камни вокруг него.
- Ребята, шло время и каждый человек старался улучшить жизнь своего племени.
- И так славяне стали жить поселением и стали называться деревней. А почему они так называются? (дома были из дерева)
И похож наш город древний
Не на город на деревню
В зтих избах печи были
Без трубы не как теперь
Их по черному топили,
Дым клубился в окна в дверь
- А где живем мы с вами? - Где селились древние люди? (у леса т. к. в лесах прятались от набегов врагов, лес был строительным материалом, в лесу охотились, собирали грибы, ягоды); (у реки т. к. река была водной преградой от врагов, необходима для питья, приготовления пищи, стирки)
Ребята, давайте поможем славянам и построим для них жилище (дети вырезают контур дома и на них накладывают палочки, чтобы получился дом (барельеф).
- Молодцы! Посмотрите, какие добротные, красивые дома у вас получились.
– Ребята, а наши предки умели не только трудить, но и веселиться.
– Какие музыкальные инструменты у них были?
- А на чем играют современные музыканты?
- Давайте станцуем танец наших предков - славян?
Танец «Ой, вставала я ранешенько» (обработка Н. Метлова)
(мальчики играют на музыкальных инструментах, девочки имитируют слова песни)
- Ребята, нам пора возвращаться в наше время, ведь – это только игра, а на самом деле никто и никогда не может вернуть или вернуться в прошлое, если только в мечтах. А возвращаться мы будем с веселой песней «До чего дошел прогресс» муз. Крылатова, слова Ю. Энтина.