Виктория Кобака (Келлер)
Конспект занятия «Что услышал Тигруля» по ознакомлению с элементами физики в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учебное заведение №6 «Гнёздышко»
Джанкойский городской отдел образования
Тема: «Что услышал Тигруля»
Воспитатель:
Кобака Виктория Юрьевна
г. Джанкой 2014 г.
Цель: Познакомить детей с понятием «Звук», дать элементарные представления о строении человеческого уха и животных.
Публикация «Конспект занятия „Что услышал Тигруля“ по ознакомлению с элементами физики в старшей группе» размещена в разделах
Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембре, длительности.
Совершенствовать умение самостоятельно обосновывать выводы экспериментальной деятельности, грамотно выстраивать предложения.
Развивать логическое мышление, умение внимательно и последовательно выполнять этапы экспериментирования, делать не сложные умозаключения.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и науке физики.
Оборудование: игрушка Сова и Тигруля, линейки 20см и 40см, спичечные телефоны, рупоры, проигрыватель с пластинками.
Предварительная работа: ознакомление со струнными музыкальными инструментами, принцип издавания звука с помощью прибора «натянутая струна»; рассматривание строения органа слуха человека; знакомство со звуковоспроизводящими приборами – проигрыватель, грампластинка; экскурсия и наблюдение в природе – развлечение звуков в природе.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
- Сегодня мы с вами снова пришли в лабораторию тётушки Совы. Давайте с вами вспомним, какой наукой занимается тётушка Сова?
- Что изучает наука физика?
- Для чего нужна физика человеку?
В группе появляется Тигруля с линейкой и размахивает нею во все стороны.
- Ну, вот и наш Тигруля! Что в этот раз случилось с тобой?
- У меня странная линейка – жужалка, смотрите, что она умеет делать! (размахивает, слышим свист рассекающего воздуха). Где же у неё кнопочка?
- Какую кнопку ты Тигруля ищешь?
- Ну видите, она жужжит, а где включается жужалка я не нашёл?
- Ну ты Тигруля смешной, нет никакой кнопки. Мы с детьми тебе сейчас всё объясним.
- Ребята рассаживайтесь по своим местам, попробуем объяснить нашему Тигруле, что происходит с линейкой.
- Давайте сначала определим, каким из разделов физики мы сейчас будем заниматься.
- Что делал Тигруля?
- Что мы услышали?
Как называется, то что мы с вами слышим?
Значит тема сегодняшнего исследования называется «Звук». Давайте тоже попробуем извлечь звуки из наших линеек. Для начала посмотрите, сколько их у нас? (две). Если у нас две линейки, то значит можно предположить, что звука будет тоже два.
Возьмите короткую линейку. В группе для исследования необходимо создать полную тишину и прислушаться. Один край линейки зажмите крепко рукой. Другой свисающий край отогните и отпустите.
- Что произошло?
- Какой был звук?
- Как он получился?
- Теперь возьмём линейку подлиннее и сделаем тоже самое?
- Что произошло?
- Какой был звук?
- Чем отличались звуки?
- Как вы думаете почему?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Скажите, где наш эксперимент мы можем увидеть в природе или природных явлениях? (гром, свист проводов, речь человека, телефон).
- Теперь ты понял Тигруля, это у твоей линейки нет кнопки. Это дрожание предмета в воздухе с той чистотой колебаний, которые может уловит наше ухо. И чем короче кончик линейки, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук сердитее.
- Какие мы с вами молодцы и заслужили отдых «Гимнастика под музыку «Про зверят»».
- И где же наш Тигруля? (Раздаются звуки из спальни). Мы ничего не понимаем, что ты там говоришь? Как же нам быть? Тигруля не хочет выходить из спальни, а нам нужно ему передать информацию? (Варианты ответов детей)
- (Тётушка сова подходит к детям) Я могу решить вашу проблему. Вам нужен телефон.
- Но у нас нет телефона и у Тигрули его нет. А для телефона, что
необходимо (дети перечисляют). Но у нас ничего этого нет.
- Я сейчас подарю вам необычные телефоны (Открывается коробка, дети достают спичечные телефоны).
- Мы совсем про них забыли. Садитесь на места и я каждой паре раздам телефон. (Дети берут телефоны и начинают передавать друг другу информацию)
(ВЫХОДИТ ТИГРУЛЯ)
- А где же мой телефон?
- Вот, мы стобой поговорим по этому телефону. Приставь к уху, но не держись за ниточку. (Воспитатель произносит фразу «Тигруля, мы тебя заждались»)
- Ой, что щекочет моё ухо!
- Дети, что же щекочет ухо Тигрули?
- Как звук попал к нему?
- Какие выводы мы можем сделать?
- Как это используют в природе животные и люди?
- Замечательный телефон.
- И ты Тигруля молодец, помог нам провести ещё один эксперимент со звуком.
- Я хочу проверить как вы умеете хорошо слушать (Пальчиковая гимнастика на ковре)
ХВОСТАТЫЙ – ХИТРОВАТЫЙ
Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши на каждый слог
Это ты в ветвях повис? Потряхивать кистями рук
- С-с-с-с-с-с-с! приложить пальцы к губам
Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши
это ты в траве шуршишь? Потереть ладошку о ладошку
- Ш-ш-ш-ш-ш! приложить пальцы к губам
Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши
Не боюсь твоих «шу-шу». Погрозить пальцем
У- ку – шу! Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев.
- А у меня для вас есть сюрприз (говорит Тигруля). У меня есть громкоговоритель (показывает детям).
- Дети, правильно его Тигруля назвал?
- Как называется предмет, который усиливает звук? (Рупор).
- А каким образом усиливается звук? (Рупор большой и воздуха забирает много, таким образом звук становится громче).
- Давайте попробуем рассказать с помощью рупора чистоговорку
Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.
- Молодцы! Садитесь на свои места. Назовите приборы с помощью которых извлекается звук (Дети перечисляют).
- У меня для вас сюрприз. Я вам покажу один прибор, которым люди практически не пользуются! (Воспитатель открывает ткань и дети видят проигрыватель).
- Раньше музыку слушали на проигрывателях. У него есть вращающейся диск на который кладут пластинку. На пластинке сделаны специальные дорожки. Поклали пластинку, повернули рычаг и пластинка начала вращаться. Рядом с вращающимся диском находится иголка. Иголку опускают на пластинку и она начинает двигаться по дорожке издавая вибрацию – звук. Звук по проводам бежит к динамикам. Они тоже начинают дрожать, и мы слышим музыку.
- Закройте глаза и послушайте, как звук прейдет к вашим ушам. (Слушание спокойной музыки 10-15 секунд).
- А теперь музыка поменяется. Я приглашаю вас на ковёр и каждый из вас передаст в движениях, что он услышал. (Дети танцуют под быструю музыку)
- (Тигруля) Какая у вас замечательная лаборатория физики.
Можно я к вам прейду ещё.
- А вам гости, понравилось в нашей лаборатории! Для вас у нас тоже есть сюрприз. Дети поднимают вверх ветерки и они издают звон. Пусть этот звук приносит радость и спокойствие в ваши дома.