Инна Владимировна Бредихина
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей средней группы «Дерево и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с предметным исоциальным окружением для детей средней группы тему : «Дерево и его свойства»
Цель: Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах через опытно - экспериментальную деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей средней группы „Дерево и его свойства“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Обучающая: Познакомить детей со свойствами дерева.
Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)
Воспитательная:продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.
Материалы: 2 стакана (деревянный и стеклянный, 2 шарика, берегу (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, емкости с водой на каждого ребенка, деревянные игрушки, металлические и деревянные ложки, спички, деревянный сундучок).
Предшествующая работа : беседы о свойствах материалов, чтение сказки «Чудо – дерево» К. И. Чуковского, русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», игра «Четвертый лишний», наблюдение и беседа о деревьях на прогулке.
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, у нас очень интересное и необычное занятие. Как вы уже успели заметить, у нас гости, воспитатели других групп. Они пришли посмотреть какие вы смышлёные, умные, как вы много всего знаете.
- Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и эксперименты ученые. Ученые очень серьезные люди, они внимательно все слушают, запоминают, никогда не балуются.
- Ведь опыты, которые они проводят, очень важны для всего человечества.
- Хотите экспериментировать?
- Приглашаю вас, уважаемые ученые, пройти к столам!
Эксперимент №1
(Дети подходят к столам, где для каждого приготовлены емкости с водой, железная и деревянная пластины, бумажная салфетка.
Кладут все предметы на воду и смотрят, какой из предметов утонет, какой останется плавать на воде).
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
(Слайд с изображением героев русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть)».
-Вам знакомы эти герои, ребята? (Ответы детей)
- Давайте вспомним, что произошло с ними. (Они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась, Лапоть утонул).
-Да, очень печально закончилась эта сказка!
- Ребята, а давайте переделаем сказку так, чтобы все закончилось хорошо и все герои смогли переплыть реку.
- Проведем эксперимент и проверим на каком из этих предметов можно переплыть реку.
Проводим эксперимент.
- Посмотрите ребята, салфетка, металлическая пластина утонули, а деревянная пластина плавает на поверхности воды. Значит, нашим героям поможет переплыть реку предмет из дерева.
-Как вы думаете, что это может быть? (Лодка, плот, корабль) (Слайд 2)
-А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный)
-Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
(Дерево не тонет в воде)
- Запомните это свойство!
Эксперимент №2
На столе у воспитателя лежит коробок спичек.
- А сейчас я вам покажу очень интересный опыт.
-Вы знаете, что это? (Это спички)
- Из чего сделаны спички? (Из дерева)
- Почему их нельзя брать детям?
(Можно обжечься, может быть пожар и т. д.)
- Поэтому надо быть осторожнее, не играть с огнем!
-Запомните спички детям не игрушки! Только взрослый может зажечь спичку.
Воспитатель показывает, как быстро сгорает дерево (спичка).
-Ребята, о каком же свойстве дерева мы еще узнали? (Дерево горит)
-Запомните это свойство дерева!
- Ребята, давайте отдохнём, физкультминутку проведем!
(Дети проходят на ковер)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо (наклоны вправо, влево).
Ветерок все тише, тише (ручками к полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх).
- Ребята, может вы знаете какую пользу приносят деревья людям?
(Деревья помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день).
- Ребята, какие предметы из дерева вы знаете?
(Предметы мебели, игрушки, посуду)
-Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
- Посмотрите на экран, как вы думаете какой предмет лишний? (Слайд 3-4)
- Почему вы так думаете? (Ответы детей)
-Вы очень внимательны, молодцы!
-Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.
- А сейчас, нам пора возвращаться в лабораторию.
(Дети проходят за столы)
Эксперимент №3
- Перед вами деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой.
- Что вы почувствовали, где холоднее?
-Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло. (Показ слайда 5)
Эксперимент №3
-Посмотрите у меня 2 стакана (какие? (Деревянный и стеклянный).
-Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик? (Виден)
-А в деревянном стакане? (Невиден)
-Значит дерево, какое прозрачное или непрозрачное? (Непрозрачное)
- Еще одно свойство дерева – это то, что дерево непрозрачное.
-Запомните это свойство!
- Людям необходимо знать все эти свойства дерева, чтобы изготавливать различные предметы.
- А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним.
- Я думаю, что вы все будите, бережно относится ко всему, что нас окружает.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.
- Давайте вспомним и назовем, о каких свойствах дерева мы узнали, проделав такие интересные эксперименты?
Ответы детей :
1. Дерево не тонет
2. Дерево не прозрачное
3. Дерево горит.
4. Дерево удерживает тепло
-Молодцы! Все верно!
-Ребята посмотрите, что это за сундучок?
-Давайте посмотрим, что в нем лежит?
Воспитатель открывает сундучок и достает деревянные игрушки.
-Ребята, посмотрите, что это (Ответы детей)
-Из какого материала сделаны эти игрушки (Ответы детей)
Воспитатель благодарит детей за работу!