Елена Вихляева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весенние обычаи чувашского народа».
Цели: 1. Расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашском народе,
населяющихПоволжье; Продолжать знакомить с народными традициями, познакомить с различными видами самодельных игрушек из природного материала. Формировать умение изготавливать птицу из сена. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закрепить знания о быте, одежде чувашей;
3. Воспитывать у детей уважение к культуре народа,
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Весенние обычаи чувашского народа“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
познавательный интерес к родному краю. Вызывать интерес и любовь к чувашскому народному творчеству и рукоделию. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать
Словарная работа:
Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей детского сада.
Материалы: образцы готовых изделий из сена, дерева, материала, ниток, нитки, ножницы.
Содержание организованной-образовательной деятельности.
Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Удач, успехов и везения!
Чтоб обрести сегодня вам
Прекраснейшее настроение!
Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в вашем детском саду. Ребята меня зовут Елена Евгеньевна. А как вас зовут? Давайте знакомиться.
(Встают в круг, берутся за руки)
Руку дружбы протяни,
Улыбнись и имя своё назови.
(Дети называют свои имена)
Сегодня я к Вам пришла в чувашском национальном костюме. Такие костюмы издавна носили чувашские женщины. Они очень славились своей красотой.
В знак нашей встречи я хочу подарить вам чувашские национальные головные повязки, которые называются - МАСМАК. (одеть повязку)
Я предлагаю Вам отправиться в прошлое чувашского народа и узнать как жили наши дедушки и бабушки, и как они встречали весну и праздновали этот праздник.
Но, чтобы туда попасть нужно сказать «волшебные слова»
Повторяйте за мною:
Раз, два, три – покружись,
В древнем мире окажись.
- Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «салам» использовали только при вхождении в дом. (дети-гости рассаживаются) Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник- гость в доме чуваша. «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб-соль и оставлял дом открытым: зайди, путник, отдохни, будь гостем, (рассматривание посуды, угощения)
-Посмотрите, что это за пташки? (на блюде выпечка)
(это жаворонки)
- И это не зря ведь,зима прошла! Пришло другое время года! Какое время года пришло к нам? Пришла весна! Ее приходу радовались от мала до велика! Мы сегодня узнаем как встречали весну наши дедушки и бабушки! Они верили в народные приметы и считали, что 22 марта – в день весеннего равноденствия на родину возвращаются из теплых стран птицы Жаворонки.
По прилету этих замечательных пташек определяли,когда можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря «Жаворонок небо пашет!» Причина кроется в полете этих птиц, сначала взмывает вверх, а потом падает вниз.
На «Жаворонков» обычно пекли из теста птичек, с распростертыми крылышками, как будто летящих, с хохолками. Затем птичек раздавали детям, а те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков а сними и весну!
В Чувашии, как и во всём многонациональном Поволжье дети ждут весну и зовут её. Дети читают заклички:
Жаворонки прилетите,
Студёнузиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подобрала,
И мякину подняла.
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся!
-Вот и мы с Вами, давайте превратимся в птичек и поиграем в чувашскую народную игру.
Подвижная игра: «Птички»
Чувашский народ не только любил играть и веселиться, но он еще был и трудолюбив. Он работал в поле, в лесу, вел домашнее хозяйство. А в свободное от работы время мастерил для своих детей игрушки из подручных, природных материалов, чтобы занять игрой своих детей во время своей работы.
-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю.
В давние времена,когда у детей небыло таких игрушек,как у вас,мастера-кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой,чем куклы,которыми вы играете сейчас.
Раньше игрушки делали из любых материалов, которые были под руками: тряпки и лоскутки,солома,береста,нитки и сено.
-Сегодня мы с вами станем мастерами-искусниками из древнего чувашского села и изготовим игрушечных птиц из сена. Работа эта не так проста,поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Для начала я вам предлагаю размять ручки и пальчики,чтобы вам было легче работать.
Пальчиковая гимнастика:
-А теперь я предлагаю вам одеть фартуки и завернуть рукава. Только теперь мы можем приступать к работе. Сейчас я вам покажу как можно сделать птицу своими руками из природного материала-сена.
(Выполнение работы детьми)
-Молодцы ребята! Вы сегодня замечательно работали! У вас получились очаровательные игрушечные жаворонки, красивые и аккуратные.
-Давайте мы их превратим в стайку и снова позовем к нам «Весну-Красну» и посадим на солнечную лужайку!
Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлебушек поела,
И соломку подобрала
И мякину подняла.
Уж вы, кулички- жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся!
(дети ходят по кругу с птицами в руках, затем сажают на «лужайку»(поднос).
Пришла пора возвращаться нам домой, детвора!
(дети встают в круг и говорят «волшебные слова»)
-Раз, два, три- покружись в настоящем окажись. (дети кружатся, проговаривая слова)
Итог: В путешествии мы были.
Ничего мы не забыли?
Руку дружбы протяни,
Что запомнил, расскажи!
-Что Вам понравилось в путешествии?
-Что нового вы узнали сегодня о чувашском народе?
-Как называется весенний праздник у чувашского народа?
-Чем славится чувашский народ?
(ответы детей)