Лиана Ляхова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа.
Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме.
Познакомить с бисером. Учить нанизывать бисер на леску соединять ее концы.
2. Закрепить знания о народно-прикладном искусстве. Активизировать словарь (чум, шесты, бисер, покрышки, нарты, хорей).
3. Вызвать в детях чувство восхищения талантам ненецкого народа и гордость за свой народ.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Быт и традиции ненецкого народа“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций северных животных картин; чтение сказок, произведений Лапцуя Л. В из поэмы «Едейка»; рисование тундры; отгадывание загадок; оформление выставки с изделиями народного творчества (родителей).
Наглядный материал: предметы народно-прикладного искусства : куклы ненцев в национальной одежде, нарты, хорей, национальная одежда, обувь, чум, украшения из бисера, бисер и леска для работы детей.
Ход занятия
- музыка. Звучит аудиозапись национальной ненецкой мелодии
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем
В. - Сегодня, ребята, к нам в гости приехал Едейка. Кто такой Едейка?
Д. – Едейка новый маленький мужчина.
В. – Едейка - это мальчик черноглазый, смуглолицый в поэме Л. В. Лапцуя. Л. В. – первый ненецкий поэт. Сегодня Едейка будет присутствовать у нас на занятии. Мы узнаем много интересного.
Ребята, давайте вспомним, что является единственным жилищем ненцев?
Д. – Жилищем ненцев является чум.
В. – Правильно, чум – по-ненецки - «мя»
В. – На что похож чум?
Д. – Чум похож на треугольник.
В. - Как вы думаете, почему чум имеет такую форму?
Д. – Чтобы снег скатывался с поверхности вниз.
В. - Из чего состоит чум?
Д. – Из шестов и покрышек.
В. – Молодцы!
В. – Ребята, Едейка хочет знать, какие ненецкие сказки вы знаете?
Д. – «Три сестры», «Кукушка» и т. д.
В. – Давайте вспомним сказку «Кукушка». О чем эта сказка?
Д. – О женщине, которая стала кукушкой.
В. – Как вы думаете, почему она превратилась в кукушку?
Д. – Потому что дети не любили ее?
В. – Став кукушкой, вернулась ли она к детям?
Д. - Нет! Не вернулась!
В. – С тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
В. – А сейчас вставайте, немного отдохнем.
Физкультминутка:
Лимбекако сэр” сыра
Янамбовна тис юра
Я’ ни’ лехэбтэй”,
Нись су” лехэбтэй”
В. - А сейчас, ребята, давайте поотгадываем. Мы с Едейкой приготовили вам загадки, попробуйте их отгадать.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она,
До того она кругла –
Ни единого угла.
(чум)
Олень от них убегает,
А они не отстают.
(нарты)
Две собаки в небо воют.
(носы нарт)
Голова костяная, туловище деревянное.
(хорей).
В. - Молодцы, все загадки отгадали! Посмотрите, что принес вам Едейка!
В. - Ребята, Едейка принес нам много разных предметов, сделанных ненецкими мастерами, давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства : куклы, нарты и т. д.)
В. - Что вы здесь видите?
Д. – Куклы, нарты, …
В. - Все это ненецкие мастера научились изготавливать давным-давно. Их детки смотрели, как работают родитель и тоже учились делать такие же красивые предметы.
Сейчас вы будете ненецкими мастерами. Сделаем цветок из бисера (детали лежат на тарелочках). Обычно во время работы мастер исполняет песню. И мы с вами сегодня будем петь, чтобы наша работа получилась красивой. (аудиозапись ненецкой мелодии).
Дети выполняют задание, воспитатель помогает и советует, подсказывает, если дети затрудняются. Когда работа закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.
В. - Вы славно потрудились! Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился!
Едейка принес вам подарки с собой. Это ватрушки с северной ягодой «клюква». Угощайтесь.
В. - О чем мы сегодня говорили? Что понравилось?