Наталия Кузьмина
Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план.
Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно возвращать национальную память, по-новому научить людей: «по-новому относится к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Публикация «Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа» размещена в разделах
На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно – нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является дошкольное образовательное учреждение. Беспокоит сегодня то, что народ начинает забывать традиции, обычаи, язык. Чтобы чувашский народ не растворился, не потерялся в истории, а сберег свои традиции, обычаи, песни.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выделяются единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиции народов РФ в условиях многонационального государства.
В «Национальной доктрине образования в РФ», говорится о том, что система образовании признана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитие культуры межэтнических отношений.
Основы воспитания детей на традициях национальной культуры заложены в работах К. Д. Ушинского, Е. И. Водовозовой, Е. И. Тихеевой. Дальнейшей разработкой с позиции нравственного совершенствования личности ребенка представлена в исследованиях Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, Э. К. Сусловой.
Г. Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отметил: «…без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б. И. Неменский, - «Необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа». Актуально уделяя особое внимание формированию у детей национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения, к людям других национальностей, развития интереса к национальной культуре и традициям, выполнение тем самым Государственной программы реализации закона «О языках в Чувашской Республике» (от 27.10.1990 г.)
Для проведения такой работы с детьми дошкольного возраста нами разработан проект по формированию у детей представлений о чувашской национальной культуре. Целью, которого является - формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа.
При разработке проекта мы материал разбили на блоки для систематизации информации и упрощение подачи для детей дошкольного возраста. Первый блок «Кто такие чуваши», в этот раздел входят чтение мифов о происхождение чуваш, рассказ о том как жили чуваши, о национальных богатырях, о труде чуваш, о национальной кухне, о чувашской национальной одежде, о посуде и утвари. Во втором разделе «Чебоксары – жемчужина России» запланирована беседа о столице Чувашии – городе Чебоксары. Детей познакомили с символами города, улицами, достопримечательностями и известными людьми. Третий блок посвящен чувашским детским играм «Паттр вййисем». В рамках этого раздела предусмотрено развлечение «Вй- игрише».
При разработке проекта не забыли о родителях. Их важно вовлекать в образовательную деятельность ДОО: создание уголков краеведения, тематических фотоальбомов, сопровождение вместе с воспитателем детей на экскурсии. Важно поддерживать инициативы родителей в социально-коммуникативном развитии детей. Педагоги должны предоставлять родителям возможность быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду.
Интерес детей к культуре чувашского народа так велик, что удовлетворить его на занятиях не представляет возможности. Основной объем материала целесообразно давать в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения педагога и родителей с детьми, при совместном поиске ответа на многочисленные детские вопросы.