Юля Дойникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
– познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
– формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
– воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
– активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
Материал: мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое лампочки» на ТВ, свеча.
Ход
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в интересное путешествие? Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Висит груша –
Нельзя скушать.
Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Вы правильно отгадали все загадки и сегодня мы отправимся в прошлое электрической лампочки.
Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь, от него становилось светлее.
В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра.
Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку она загорится, и с ней можно отойти туда, куда не доходит свет костра, так появился факел. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали освещать помещения в замках.
Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это…
Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар).
В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. На протяжении столетий на Руси по ночам в избе работали под лучиной.
Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Физкультминутка
Если свет погаснет вдруг, – шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. – руки на поясе, повороты влево и вправо
Мне с фонариком не страшно – руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
Шаг на месте раз, два, три – ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
Проведё м одну игру: – присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
Быстро встанем – встали, руки на поясе
Скажем «а».
Нам пора уж за дела. – сели на свои места.
У меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной.
Что это?
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья – свечу.
Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте – какая она?
Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала.
Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете.
Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу
Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло.
Для чего стекло?
Верно, чтобы не обжечься, лучше освещало. Она горела гораздо ярче и дольше свечей, а, кроме того, была более безопасной.
Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?
Почему?
– Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить.
Появилась электрическая лампочка. История возникновения лампы длилась несколько десятилетий, в разное время были совершенны различные открытия, которые приближали лампу к современному, всем знакомому виду (с вольфрамовой нитью накаливания). Она и сейчас освещает наши квартиры.
В наших домах различные светильники: на потолках висят люстры, на стенах – бра, на столах – настольные лампы. А еще, какие знаете?
Рефлексия. Рассказать используя схему историю лампочки. Ребята, что понравилось больше всего? Что было сложно для вас?