Александра Бредихина
«Путешественница-тучка». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- создание целостного представления о воде как о природном явлении;
- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
- формирование у детей познавательного интереса к природе, экологическое сознание;
- показать значение воды в жизни живой природы.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие :
- расширять представление детей о мире природы;
- познакомить с круговоротом воды в природе.
Публикация «„Путешественница-тучка“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах роли, в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки) .
- развивать представления детей о превращении воды в лед, льда в воду. Развивать представление о плавлении льда. Формировать действия “превращения”.
- формировать интерес к познавательной деятельности.
- воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
Развитие речи: совершенствовать речь как средство общения, учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, расширять кругозор, словарный запас детей.
Здоровье: обеспечить двигательную активность во время непосредственной образовательной деятельности, формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную систему и голосовой аппарат, формировать правильную осанку.
Социализация: формировать умение работать самостоятельно, воспитывать умение быть доброжелательным, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Физическая культура: развивать координацию движений, двигательную активность во время физкультминутки.
Предварительная работа:
- беседы с детьми.
- наблюдения на прогулке за небом, облаками, дождевыми тучами, дождем.
- загадывание загадок.
- дидактические игры.
- сочинение рассказов, сказок на прогулке о путешествии ветра, облака, тучек, о капельке дождя.
- заучивание стихотворения о тучах.
- разучивание физкультминутки.
- работа с родителями. Проведение опыта дома “Превращение воды в пар”. Рассказы детей и их выводы.
Методы и приё мы:
- словесный (беседы с детьми, вопросы, индивидуальные ответы детей,
- наглядный,
- игровой,
- исследовательский.
Материалы и оборудование:
- мультимедийная доска;
- проектор;
- ноутбук;
- слайды с изображением тучи, капельки, снежинки, сердитого ветра, солнца;
- кусочки льда в пластиковой контейнере на каждого ребёнка;
- ёмкости для воды на каждого ребёнка;
- салфетки бумажные;
- лист А4, краски, ватные палочки;
- музыкальное сопровождение (фонограмма шум дождя).
Содержание организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и нашим гостям и поделимся хорошим настроением.
А теперь поздороваемся с нашими пальчиками (соединяют пальцы обеих ладошек) :
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, молодой дубок,
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Сегодня я хотела вам рассказать о трёх капельках-сестричках. Жили они дружно, но однаждв налетел на них злой Северный ветер. Дунул он на двух сестёр и они превратились в льдинку и в снежинку. Только одна маленькая капелька успела спрятаться. С той поры не могут они быть вместе. Грустно маленькой капельке одной. Ребята, давайте найдём ей подружек?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что за шум вы слышите за окном? (Включается запись шума дождя) .
Дети: Шум дождя, дождик.
Воспитатель: Из чего состоит дождик?
Дети: Из капелек воды.
Воспитатель: Правильно, из маленьких водяных капелек. А где живут водяные капельки?
Дети: В тучках.
Воспитатель: А что такое тучка?
(Дети рассказывают стихотворение выученное ранее) .
1. Тучи —
Это облака.
Только хмурые слегка.
2. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы… .
С милого севера в сторону южную.
Дети садятся за столы.
(Слайд «Тучка и водяная капелька»).
Воспитатель: Ребята, давайте вместе придумаем рассказ про эту Тучку — путешественницу. Я начинаю рассказ, а вы продолжите:
“Жила была на небе маленькая, серебристая тучка. Подул однажды северный ветер и … ”
(слайд «Сердитого Ветер») .
Воспитатель: Что случилось с тучкой?
Дети: Ветер погнал бедную тучку с большой скоростью далеко — далеко на север.
Капелькам дождя в тучке становилось все холоднее и холоднее.
Они старались согреться, обнимая друг друга, но только превращались в льдинки.
И опускались на землю белыми пушистыми снежинками.
(Слайд «Капелька становится серебристого цвета».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что превратилась капелька?
Ребё нок: Капелька превратилась в снежинку.
(На столе у каждого стоит контейнер с кусочками льда) .
Воспитатель: Дети потрогайте, пощупайте, что это у вас в контейнере?
Ребё нок: Это лёд.
Воспитатель: Какой лед на ощупь?
Ребё нок: Холодный, твердый.
Воспитатель: Лед холодный, а ладошки у вас какие?
Ребё нок: Теплые.
Воспитатель: Все взяли лёд в ладоши? Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках?
Дети: Лед тает; лед капает; появляются лужицы воды на столе.
Воспитатель: Откуда взялась вода?
Ребё нок: Изо льда получилась вода.
Воспитатель: А лед остался таким же, как и был?
Ответы детей. (лёд тает)
Воспитатель: Во что превращается лед под воздействием тепла?
Дети: Лед превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - засияло яркое солнышко.
(Слайд «Солнышко») .
И Льдинка снова превратилась в Капельку.
Воспитатель показывает ёмкость с водой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Капелька накапала целую ёмкость воды. Давайте её расмотрим. Какая вода в ёмкости?
Дети: Чистая.
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, у неё нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас стоят ёмкости с водой. Перелейте воду в другую емкость. Что происходит с водой?
Ответы детей. (Льется, течет, переливается и т. д.)
Воспитатель: Поднесите стаканчики к носу. Вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: Ребята, кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, человеку, птицам. Без воды все живое умрет.
Давайте с вами поиграем. Выходите из-за столов.
(Дети выходят из—за столов, выполняют движения в соответствии с текстом).
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой. (бег на месте)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Есть вода в море, океане. Можно ли её пить?
Ребё нок: Нет, она соленая, горькая.
Воспитатель: Ребята, кто знает во что превращается вода, если ее долго нагревать?
Дети: Она кипит, превращается в пар.
Воспитатель: Куда исчезает пар?
Ребё нок: Пар поднимается к верху, охлаждается, собирается капельками.
Воспитатель: Чем эти капельки кажутся нам на высоком небе?
Ответы детей. (облаками, тучами)
Воспитатель: И тут за работу берется ветер, он разгоняет легкие облака во все стороны. Из туч капельки воды проливаются на землю в виде чего?
Дети: Дождя.
Воспитатель: Во что превращаются капли когда замерзают?
Ребё нок: Превращаются в снежинки.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом дождь, снег, град?
Дети: Осадки.
Воспитатель: Освежит вода луга, леса, поля и начнет собираться капля за каплей в маленькие струйки. Струйки выбьются из—под земли в роднички и побегут капля по капле маленькими струйками, которые соберутся в ручейки.
Ребята как вы думаете, ручейки сольются, побегут в месте и что образуют?
Дети: Реки.
Воспитатель: Какая вода в речках солёная или нет?
Дети: Несоленая её можно пить, но только кипяченой, что бы не было микробов.
Воспитатель: Реки встречаются друг с другом, бегут, сливаются в одну большую, по которой плавают корабли, лодки, грузовые баржи.
— Назовите, какая река течёт у нас в городе?
Ребё нок: Река Ик.
Воспитатель: Как вы думаете, куда впадают реки?
Дети: В моря и океаны.
Воспитатель: Маленьких и больших рек очень много на земле, они наполняют своими водами мировой океан. Поэтому ребята льются вечно реки в моря и никак вылиться не могут, черпает вечно солнышко воду из морей и ни как вычерпать не может.
А сейчас я предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в интересную и волшебную игру.
(Шум дождя).
Проводится игра “Капельки”.
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода.
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю пройти за столы и создать картину на тему “Тучка-путешественница”.
Дети рисуют.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились красивые картины.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали красивые картины. Где мы с вами встретили капельки воды? А в группе мы найдем воду?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня для вас приготовлен сюрприз, а узнаете что это если отгадаете загадку:
Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой.
Дети: Родник.
Воспитатель угощает детей родниковой водой.