Татьяна Горбунова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Золушка». Тема: «Волшебное электричество»
Воспитатель: Т. В. Горбунова
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- обобщать знания детей об электричестве,
- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,
- познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы,
- продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию :
: часы, батарейка, пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки бумаги, дидактическая игра «Собери предмет», воздушные шарики. Слайды электрических приборов, фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
-Ребята, сядьте все правильно, приготовьтесь к занятию.
2. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой часов.
-Сегодня утром я пришла в группу и заметила, что наши часы, которые нам всегда показывали точное время, не работают. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т. д.
-Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
- Как вы думаете, почему часы стали тикать?
- Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.
— Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?
— Это электричество.
Сила могучая есть на планете,
С ней все высоты доступны на свете.
Нам помогает и ночью и днё м:
Об электричестве речь мы ведём.
— А что такое электричество. Давайте поговорим.
3. Беседа об электричестве.
— Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
— Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
— Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
(Показ картинок)
4. Беседа о бытовой технике.
Дети продолжают сидеть на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение.
Ток бежит по проводам. Свет несёт в квартиру к нам.
Чтоб работали приборы: Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос, Он энергию принёс.
-Ребята, множество предметов, которые окружают нас работают от электричества. Послушайте загадки и отгадайте их. (Показ слайдов)
1. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет - убедится.
(электрочайник) (Слайд 1)
- Для чего нужен этот прибор?
2. Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(cтиральная машина) (Слайд 2)
-У кого дома есть, поднимите руки.
3. Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос) (Слайд 3)
4. Наша тётушка игла
Строчку по полю вела.
Посадила в поле строчки —
Получилось платье дочке.
(Швейная машинка) (слайд 4)
5. Вкухне шкаф высокий, белый
Охладит продукты смело,
Сделает в два счёта льдины-
Это, дети (холодильник) (слайд 5)
- Что хранится в холодильнике?
6. Что за чудо, что за ящик?
Сам - певец и сам рассказчик,
И к тому же за одно
Демонстрирует кино. (слайд 6)
(телевизор)
- Какая передача у тебя самая любимая?
7. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе,
Продырявит море
(утюг) (Слайд 7)
— Вот какие молодцы!
— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
— Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника? (ответы детей). Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.
5. Физкультминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
6. Дидактическая игра «Собери картинку».
-И так, ребята, часы наши работают и я вижу, что с минуты на минуту к нам должен прийти гость. Послушайте загадку и отгадайте кто это.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут. (Незнайка)
Стук в дверь появляется Незнайка. (Переодетый воспитатель.)
-Здравствуйте, ребята. Я слышал, что в этой группе живут очень умные ребята. Я прошу вас помочь мне. У меня есть разрезные картинки электроприборов. А как собрать их я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.
Дети выкладывают электроприборы из разрезанных картинок.
-Большое спасибо вам ребята. Теперь я тоже так смогу.
(Незнайка уходит)
7. Беседа о технике безопасности.
— У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
— Почему? (Ответы детей).
-Давайте посмотрим мультфильм.
Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
-Ребята, какие правила обращения с электроприборами рассказала вам Тётушка Сова?
(ответы детей)
1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
9. Экспериментирование.
- А есть электричество не опасное, тихое, не заметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его не поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.
Опыты.
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. Дети пытаются повесить их на стену, у них ничего не получается.
Воспитатель:
- Почему этот шарик весит, ваши падают? (Предположения детей). Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из- за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим поэтому притянулся к стенке.
А когда ещё можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся не послушными, торчат в разные стороны).
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
2. А сейчас мы попробуем сделать другие предметы волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфа.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы! Сегодня мы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики.
Сейчас закройте глаза.
1, 2, 3, 4, 5 – вот мы в садике опять.
10. Итог. Обратная связь.
— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите — это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
(Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выясняет, если есть, почему дети прикрепили тучку)