Марина Валерьевна Каюшникова
Итоговое занятием по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного мероприятия из образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» для детей подготовительной группы
ТЕМА: «Волшебное электричество»
Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Родничок» Каюшникова Марина Валерьевна
РСО-Алания
Публикация «Итоговое занятием по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
г. Моздок -2014г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Закрепить знания детей об электричестве, электроэнергии.
• Закрепить причину появления статического электричества.
• Расширять представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.
• Закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
Развивающие задачи:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Развивать мыслительную активность, наблюдательность.
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
• Воспитывать умение работать коллективно, переживать радость открытий, полученных из опытов.
• Воспитывать желание экономить электроэнергию.
Предварительная работа: беседы об электричестве и электробытовых приборах, загадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание тематического словаря в картинках «Электробытовая техника», «Электричество».
Методические приемы:
• Игровой прием (использование сюрпризного момента).
• Наглядный метод (использование иллюстраций)
• Словесный метод (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Практический метод (опыты).
Материал и оборудование: Указка. Предметы из музея «Электричество» : керосиновая лампа, лучина, электрическая лампочка, факел. Иллюстрации: костер, факел, свеча, лампочка. Схема «Ток бежит по проводам». Для игры -длинный провод. Карточки для игры «Собери картинку» на каждый стол. Портрет П. Н. Яблочкова. Для опытов: пластмассовые палочки, воздушные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани,, рисовые хлопья, перец и сахар, бумажные бабочки.
Словарная работа: электричество, электроэнергия, электрический ток., гидроэлектростанция. Провода, батарейка, громоотводы, турбина.
Ход работы:
Дети входят в группу, встают по кругу, берутся за руки.
Педагог: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Ведь мы сегодня отправимся в страну волшебных предметов. Согласны? К нам в гости сегодня придет сказочная героиня. Встречайте ее!
(В группу по музыку влетает Баба Яга)
Баба Яга: Намоталась, налетала. Наконец-то в детском саду оказалась Привет, крошки! Меня вы узнали, друзья! Да, Баба-Яга – это я! (пожимает детям руки). Недавно летела я в гости к Кощею Бессмертному в тридевятое царство и увидела та настоящее чудо. Он провел себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу выполняет, он только на кнопки нажимает и держит от меня все в секрете.
Баба Яга: А вы ребята знаете, что такое электричество? В давние времена электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей, рассказ том, чем люди пользовались, пока не было электричества)
Дети: В давние времена, когда на земле не было электричества, люди жгли костры. (Иллюстрация)
Но шло время, и люди догадались, что если в костер положить палку она загорится, и с ней можно ходить, освещая путь. Это был факел (иллюстрация)
Баба Яга: А как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
Дети: Нет не всегда. Можно было обжечься, так его приходилось держать в руках. В дальнейшем люди придумали пользоваться лучиной. Брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. (Иллюстрация)
Лучину ставили на специальную подставку светец. Под ним ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадет искра, часто происходили пожары. Да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто ее надо было заменять.
Потом люди придумали свечу. (Иллюстрация)
А затем керосиновую лампу. В нее заливали керосин, и надевали стекло, она горела ярче и была безопасна. Но как бы она не была безопасна, со временем стекло покрывалось гарью, и через него плохо проходил свет. (Иллюстрация)
И один очень умный человек Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. (Иллюстрация)
Баба Яга: Почему она горит, что заставляет ее работать?
Дети: Электричество зарождается на больших электростанциях. Ток бежит по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, заводы, помогая человеку.
Электрический ток совершает длинные путешествия и похож на речку. Только в реке вода течет, а по проводам текут маленькие частички. Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома.
Упражнение «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам (дети берут один длинный провод Свет несет в квартиры нам. в руки, идут по кругу) Чтоб работали приборы: Холодильник, мониторы, Кофемолки и насосы, Мультиварки, пылесосы. Роботы, зверушки. И все заводные игрушки.
Баба Яга: Раньше трудно было человеку. Давайте поиграем в игру «Найди пару». Я буду назвать предмет старинный, которым люди пользовались, когда то давно, а вы мне современный прибор.
Игра «Найди пару»
Баба Яга: Молодцы справились! Покажите-ка мне эти ваши проборы. Что -то я не все запомнила!
Педагог: А давайте поиграем в нашу настольную игру «Собери картинку», заодно и покажем Бабе Яге электроприборы.
Игра «Собери картинку»
Педагог:Дети мы с вами говорили, что электричество это наш друг и помощник, но оно может стать и нашим врагом. Давайте расскажем Бабе Яге, когда электричество может стать ее врагом!
Беседа о безопасном обращении с электричеством.
Дети рассказывают о правилах безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок.
• Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
• Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
• Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
• Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
• Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
• Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Педагог: Теперь, я думаю, Баба Яга все поняла. И будет правильно. обращаться с электроприборами. А они ей помогут справиться с трудной работой. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где вы будете «ловить» электричество.
Дети подходят к столу, где все приготовлено для опытов.
Экспериментальная деятельность.
Опыт №1. Прыгающие рисовые хлопья
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем воздушный шарик. Потрем о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение электрических зарядов. Часть электронов с шерсти и перешло на шарик, и он приобрел отрицательный заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика.
Опыт №2. «Помоги Золушке»
Представьте себе, злая мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?» Вариант1. Можно использовать воду. Дети что будет, если в емкость с сахаром и перцем добавить воду? (Ответы детей.) Сахар растворится перец, всплывет на поверхность. Этот вариант не годится. Вариант 2. Можно использовать мелкое сито. Содержимое емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому-то мелкие частички перца проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).
Вариант 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно ссыпают его в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
Дети самостоятельно разделяют сахар и перец за своими столами.
Опыт №3. «Бумажные бабочки»
Предложить детям взять пластмассовые палочки и потрогать ими бумажных бабочек, которые лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить палочки потереть о шерстяную ткань, бабочки стали притягиваться. Почему? Вывод: Электричество живет в шерстяной одежде.
Подведение итогов
Педагог: Молодцы! Сегодня вы помогли Бабе Яге узнать многое нового. Давайте еще раз быстро повторим, о чем мы рассказали Бабе Яге.
- Где «живет «электричество. - Электричество наш друг или враг. - Что будет, если электричество кончится. - О том что есть опасное электричество, а есть то,с которым можно играть. - О том, что нужно беречь электроэнергию.
Педагог: Посмотрите у, Бабы Яги прекрасное настроение, и она приглашает нас потанцевать.
Звучит песня «Добрый жук». Дети танцуют.
-
-