Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Собака — верный друг и помощник человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественная литература, познание, музыка.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о собаках.
Программные задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с различными породами собак и с историей приручения собак человеком.
– расширить представления о домашнем животном – собаке, их повадках и зависимости от человека.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Собака — верный друг и помощник человека“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
– развивать умение детей свободно общаться с взрослыми и детьми, отвечать на поставленные вопросы.
– учить участвовать в беседе, уметь составлять небольшие рассказы.
– закреплять умение собирать разрезные картинки с изображением собак.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение, любовь и уважение к животным.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений Н. Носова «Дружок», Л. Толстой «Пожарные собаки», А. Барто «На заставе».
2. Рассматривание иллюстраций в книге «Различные породы собак».
3. Чтение пословиц о дружбе и взаимовыручке.
Материалы: иллюстрации собак различных пород, мультфильм "Фиксики. История вещей. Собаки. ", дидактическая игра "Собачьи профессии", разрезные картинки с изображением собак, презентация «Собаки», звукозапись песни «Пропала собака» (музыка В. Шаинского, слова А. Ламм).
Ход занятия:
Звучит музыкальная композиция «Пропала собака»
– Ребята, скажите о ком эта песня? (о собаке)
–Верно! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
–Верно! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
Расскажу про собаку,
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена,
О том сколько дел
Собаке поручено.
– А знаете ли вы, кто был предком собаки? (Ответы детей.)
– В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жилье, ходить на охоту).
- Да, ребята, самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму, брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так и началась дружба человека и собаки. Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.
Показ мультфильма "Фиксики. История вещей. Собаки"
– Собака – друг человека. Ребята, а как вы думаете, почему так говорят? (Ответы детей)
– Какие пословицы вы знаете о дружбе?
(Друзья познаются в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.)
– Подходят ли эти пословицы к дружбе человека и собаки?
(Ответы детей)
– А почему вы так считаете? А как собака помогает человеку в жизни? (Охраняет, ловит преступников и т. д.).
– Дети, мы прибыли с вами в музей собак. (Работа с презентацией)
– Вы знаете как себя надо вести в музее? (Да, говорить тихо, внимательно слушать экскурсовода, ничего не трогать руками).
– Собаки помогали во время войны. (Показ слайда)
– На войне собаки были верными друзьями солдат. Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Ведь «тигры» и «пантеры» – немецкие танки. Собаки, также, как и солдаты взрывали их. А ещё собаки были санитарами, им на спину привязывали сумки с красными крестами и под пулями собаки пробирались к раненым, чтоб помочь им, вынести солдат с поля боя.
– А есть и пограничные собаки, они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. (Показ слайда) Если врагу удастся перейти границу, то собака по следу обнаружит его, потому что она обладает очень острым слухом и тонким обонянием. С помощью чутья собака извлекает из окружающей среды важные для нее сведения: кто повстречался – друг или враг. Благодаря таким способностям собака является хорошим помощником на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики и оружие. А в полиции помогают находить преступников и обезвреживать их.
– Ребята, а вы помните, как зовут знаменитую полицейскую собаку? (Мухтар).
Поиском пропавших и заблудившихся в горах и снежных лавин занимаются собаки-спасатели – сенбернары. (Показ слайда) Они находят человека засыпанного лавиной и пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Самый знаменитый из них по кличке – Барри. (Показ слайда) За свою жизнь он спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на горных тропах. Люди не забыли Барри и отважному псу поставили памятник в Париже. А если случаются землетрясения или наводнения собаки спасают тонущих и достают из-под обломков раненых. На крайнем Севере живут особые ездовые собаки. – северные лайки, хаски. (Показ слайда) Собранные в упряжку, они перевозят по не вообразимым ледяным и снежным просторам людей, грузы и почту. Ездовые собаки – сильные, выносливые.
-Чтобы стать сильным и выносливым надо заниматься спортом. Давайте прервем наше путешествие по музею и сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Звери делают зарядку.
Звери делают зарядку (ходьба на месте, руки на поясе)
Кто вприскочку (прыжок вверх)
Кто вприсядку (присесть руки вперед)
Кто-то плечи поднимает (поднять плечи)
Кто-то плечи опускает (опустить плечи)
Сделаем руками взмах (руки в стороны)
Вправо – мах, и влево – мах (маховые движения ноги, вправо, влево)
Полуприсед (полуприседания, руки на поясе)
Присед (приседания)
Наклон (наклон вперед, руки в стороны)
Всем спортсменам шлем поклон (подняться на носки, руки вверх, поклон вперед, руками до пола.
- Молодцы! Предлагаю, вернутся в музей и продолжить нашу экскурсию.
Собаки легко поддаются дрессировке, поэтому из них получаются талантливые цирковые артисты. (Показ слайда) Они танцуют, считают, возят тележки, прыгают через обручи, ходят на задних лапах, даже поют под музыку.
– Бывает собака-поводырь, которая помогает слепым людям. (Показ слайда) Незрячий человек, держась за поводок собаки, может идти по определенному маршруту, например, от дома до остановки или до аптеки, магазина, поликлиники. Собака-поводырь помогает уверенно вводить хозяина в транспорт, помогает аккуратно обойти препятствие. Для этой работы подходят только добрые, уравновешенные и внимательные собаки такой породы как овчарки, колли. (Показ слайда)
А есть еще и пастушьи собаки, помогающие пастухам пасти отары овец и коз. Они зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Пастушья собака всегда начеку, всегда в движении и всегда готова к схватке с волком. (Показ слайда)
– Вот, ребята, наша экскурсия закончилась. Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Дидактическая игра "Собачьи профессии". (Детям предлагаются карточки с различными ситуациями и фигурки собак, необходимо надеть на собаку соответствующий жилет с "профессией" и отправить собаку на задание по карточке.)
Собаки очень умные и преданны своему хозяину, они тяжело переносят разлуку. Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку.
Если собака виляет хвостиком, значит, она приветствует вас, здоровается.
Уши стоят торчком - насторожилась, что-то почувствовала. Скалит зубы – злится. Лает – предупреждает об опасности. Если все нюхает носом, значит, голодна, пора кормить.
– А кто знает, что любит собака? (Мясо, молоко, творог, яйца)
– Ребята, а какие породы собак вы знаете? (Овчарка, колли, спаниель)
– У кого дома есть собака?
– Как ее зовут?
– А кому хотелось бы иметь собаку? Как бы ты ее назвал (Ответы детей)
- Предлагаю поиграть в игру. Ребята, у вас на столе лежат конверты, в них находятся пазлы, давайте достанем и попробуем собрать картинку, и увидим, что на ней изображено.
Дидактическая игра "Собери картинку". (пазлы с изображением пород собак).
-Сегодня мы поговорили о наших друзьях – собаках. Я знаю, что вам всем хотелось бы иметь дома такого друга, но взяв домой маленькую собачку, помните, что о ней нужно заботиться, а не только с ней играть.
Проблемная ситуация. Кто будет хозяином щенка?
«На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»
Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»
Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»
Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».
Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему? (Ответы детей) Что нужно для собаки?
- Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).
Собака заболела
Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?
Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).
Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (Надо обратиться к врачу)
Какой врач лечит собак? (Ветеринар)
Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку : помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала для человека спутником и другом
-А как надо о ней заботиться?
(Надо найти в квартире определенное место, где она будет спать и есть. С собакой надо гулять 2 раза в день – утром и вечером, убирать за ней, ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Воспитывать щенка, обучать его, чтоб он понимал ваши команды, соблюдать гигиену и конечно любить своего друга.)
Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Вы все большие молодцы! Предлагаю поиграть в игру.
Игра "Я начну, а ты продолжи"
- Сегодня на занятии я узнал. (продолжает ребенок)
- Меня удивило. (продолжает ребенок)
- Было интересно. (продолжает ребенок) и т. д.