Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа)

Елена Николаевна Радыгина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром : «Лес – царство растений». (Подготовительная группа).

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Лес — царство растений“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Программное содержание. Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека. Формировать представления о разных типах лесов. Развивать представления о внешних отличиях деревьев. Развивать связную речь. Воспитывать экологическое сознание у детей, культуру общения.

Материал к занятию.

Набор картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев, травянистых растений, грибов.

Схематические изображения дерева, кустарника, травы, гриба.

Карта царство растений - большой плакат, который можно затонировать зелёным цветом, с надписью «Царство растений».

Для задания: «Посадим лес» набор картинок с изображением берёзы, сосны, ели, осины, клёна, дуба.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе, о царстве растений в нём. В мире растений есть четыре больших государства. Какие? Угадайте сами:

«Много рук, а нога одна».

Дети. Дерево.

Воспитатель. Верно.

Воспитатель. «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

Дети. Дерево.

Воспитатель. Правильно. Эти загадки о деревьях. Значит, первое государство в царстве растений – это…

Дети. «Царство деревьев». (Схематическое изображение дерева помещается на карте «Царство растений»).

Воспитатель. А вот загадка про второе государство: «Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких».

Дети. Кустарник.

Воспитатель. Значит, второе государство в царстве растений - это…

Дети. «Царство кустарников».

Воспитатель. Верно. (Схематическое изображение кустарника располагается на карте «Царство растений»). Следующая загадка: «Росла на лугу, оказалась в стогу».

Дети. Трава.

Воспитатель. Верно. Третье государство – это…

Дети. «Государство травянистых растений». (Схематическое изображение травянистых растений помещается на карту «Царство растений»). Есть в царстве растений и ещё одно, совершенно особое государство. Кто же его населяет? «Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл».

Дети. Гриб.

Воспитатель. Правильно. Значит, четвёртое государство в царстве растений называется…

Дети. «Царство грибов». (Схематическое изображение гриба помещается на карту «Царство растений»).

Воспитатель. В царстве леса четыре государства. Но грибы занимают совершенно особое место. Поэтому сегодня мы поговорим о деревьях, кустарниках и травах. Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Волшебная палочка». (Дети встают в круг. Воспитатель показывает им «Волшебную палочку» (карандаш, указку и пр.).

Воспитатель. У меня в руках волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает правильные ответы почти на все вопросы в мире. Я задаю любому из вас вопрос. Если он отвечает правильно, палочка переходит к нему. Вы все должны помогать палочке. Если вы считаете, что был дан правильный ответ, то хлопните в ладоши. Если же ответ был неправильным, вы топаете ногами, и палочка остаётся у того, кто задал вопрос.

Воспитатель начинает игру вопросом: «Какие деревья вы знаете?» Затем в течение игры он берёт инициативу в свои руки, задавая вопросы, отвечая на которые дети вспоминают, что деревья бывают хвойные, лиственные, плодовые.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, почему в загадке: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» говорится, что весной дерево веселит?

Дети. Весной на деревьях появляются зелёные листочки, и люди радуются зелени после долгой зимы.

Воспитатель. Правильно. А почему говорят, что летом дерево холодит?

Дети. В тени дерева прохладно в жаркую летнюю погоду.

Воспитатель. А как же оно осенью питает?

Дети. К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди и плоды, которыми питаются птицы и животные.

Воспитатель. А что значит «Зимой согревает?»

Дети. Зимой люди могут отапливать дровами свои дома.

Физкультминутка.

Мы корзиночки возьмём, в лес по ягоды пойдём. (Дети шагают по кругу друг за другом.)

Раз, два, три, четыре, пять, будем ягоды искать. (Останавливаются, делают «пружинку», хлопают в ладоши.)

Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)

Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)

Под листочки мы заглянем – (Приседают.)

Ягод соберё м на ужин: (Имитируют сбор ягод.)

Ежевики и малины, голубики и калины. (Шагают на месте.)

Гроздья спелые брусники и немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

Воспитатель. В царстве растений леса есть не только деревья, но и кустарники и травы. Сейчас мы заполним наш плакат «Царство растений». Пока на нём только условные обозначения. Пожалуйста, подойдите к столу (на столе лицевой стороной вниз лежат картинки с изображением различных растений) и возьмите по одной картинке. Рассмотрите свою картинку и выберите для неё место на большом плакате и расскажите о ней, объясните выбор места для неё.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый плакат у нас получился! А вы хотите отправиться в лес?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Чтобы попасть в лес, давайте подумаем, какие «лесные» слова вы знаете. Поиграем в игру «Вопрос-ответ». Готовы?

Дети. Готовы!

Воспитатель. Как называется маленький лес?

Дети. Лесок, лесочек.

Воспитатель. Как называется растение, растущее в лесу?

Дети. Лесное.

Воспитатель. Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом?

Дети. Лесник, лесничий.

Воспитатель. Сказочное существо, охраняющее лес?

Дети. Лесовик.

Воспитатель. Как называется маленький редкий лес, соединяющий два больших леса?

Дети. Перелесок.

Воспитатель. Как называется лес, если в нем растут ели?

Дети. Ельник.

Воспитатель. А если в нём растут одни берёзы?

Дети. Берёзовая роща, березняк.

Воспитатель. А если лес состоит из одних дубов?

Дети. Дубрава.

Воспитатель. Из осин?

Дети. Осинник.

Воспитатель. Ребята, как будет называться лес, в котором растут берёзы, клёны, осины, дубы?

Дети. Лиственный лес.

Воспитатель. Объясните, почему?

Дети. Потому что в нём растут лиственные деревья.

Воспитатель. А как будет называться лес, в котором растут ели, сосны, пихты, кедр?

Дети. Это хвойный лес, потому что там растут хвойные деревья.

Воспитатель. Ну, а как будет называться лес, в котором растут и хвойные деревья, и лиственные деревья?

Дети. Это смешанный лес.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выполним задание, которое называется «Посадим лес». Вы будете в роли лесничих, которые высаживают молодые деревья. Я буду зачитывать отрывок из рассказа о дереве, а вы должны отгадать о каком. Затем вы должны выбрать картинку с нужным деревом и поместить его на изображение хвойного, лиственного или смешанного леса. Приготовились? (Для задания потребуется большое количество картинок с изображением различных деревьев).

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда начинаем.

1. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые дерево дышит. Под этим деревом растут грибы со светло-коричневой головкой и на тонкой изящной ножке. Издавна из коры этого дерева крестьяне плели лукошки, туески для ягод и грибов. (Берёза).

2. Могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями глубоко уходит в землю. Из древесины делают красивые прочные вещи: мебель, паркет, бочки и лодки. (Дуб).

3. Это дерево часто растёт рядом с берёзкой. Листья – особенные: при малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Ствол внизу тёмно-серый, а выше, где крона, - серебристо-зелёный. Зимой полакомиться горькой корой этого молодого дерева любят зайцы. (Осина).

4. Осенью ёж и медведь собирают сухие душистые листья этого дерева и утепляют ими своё зимнее жилище. Дети тоже любят собирать его резные разноцветные листочки и делать из них букеты и плести венки. Мастера-столяры делают из древесины этого дерева мебель, а резчики по дереву – шкатулки, сундучки, гребни. (Клён).

5. Это стройное красивое дерево. Его ствол уходит ввысь, словно стрела. У этого дерева длинные узкие хвоинки, которые располагаются на ветках парами. Издавна это дерево считалось целебным. Соком хвои и настоем почек можно вылечить простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. (Сосна).

6. Это дерево могучее и высокое. Ветви и ствол у дерева замшелые, смолянистые, зеленовато-серые. В любое время года оно остаётся зелёным. Густые колючие ветви опущены почти до земли. Из древесины этого дерева делают важные детали музыкальных инструментов – деки. В старину из этих деревьев строили избы, потому что в таких домах лучше сохраняется здоровье. (Ель).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами убедились, что мир растений – удивительный мир. Среди растений человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой. А как легко дышится в тех местах, где много растений, например в лесу! Почему?

Дети. Потому что все растения на Земле дышат тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым дышим.

Воспитатель. Правильно. Без растений мы просто задохнулись бы. А ещё, почему нам дорог лес?

Дети. Потому что это дом для птиц и зверей. Не было бы леса – не было бы и их.

Воспитатель. Что ещё лают нам растения?

Дети. Деревья – это строительный материал, топливо, бумага.

Воспитатель. Правильно. Пройдите по группе и найдите те предметы, которые не могли бы появиться здесь, если бы не было растений. (Дети выполняют задание).

Воспитатель. Мы часто ходим в лес не только погулять, но и по грибы и по ягоды. В лесу мы в гостях. И вести себя нужно так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить самому лесу – их дому. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети. Нельзя уходить из леса, не потушив огонь. Нельзя жечь костры в тех местах, где растут растения. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя рвать много цветов. Нельзя громко кричать, чтобы не напугать птиц. Нельзя ломать деревья и кустарники. Нельзя разорять гнёзда птиц. Нельзя вырывать растения с корнем и т. д.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы всегда будете помнить и выполнять эти правила. Ведь лес дружелюбно принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес – верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес – родной дом для животных и растений. Лес – друг земледельца. Лес – украшение планеты!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир растений и животных Кузбасса» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе Тема: Удивительный мир растений и животных Кузбасса. Цель: расширить представления детей.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «В мире животных» (подготовительная группа) Цель: -расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни -закрепить знания о том,как животные готовятся к зиме, какие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес» Цель: Воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей, к животному и растительному миру. Закреплять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений» Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа) Программное содержание: 1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа. Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Умники и умницы» (подготовительная группа) Задачи: Развивающие: - уточнить знания детей о различных видах транспорта, его классификации; - закрепить представления детей о профессиях,.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа)Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа) Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Организация трудовой деятельности (посев семян) с последующем.

НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа) «Витамины мы едим-быть здоровыми хотим» Цель: - Выяснить знания детей о полезной и вредной пищи; - рассказать какие бывают витамины, в каких продуктах питания они содержаться;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посуда» (средняя группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посуда» (средняя группа) Цель: уточнить представления детей о предметах, используемых в повседневной жизни. Задачи: систематизировать знания детей о разнообразии.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто стирает нам бельё?» (средняя группа) Программные задачи: Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа)
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 01:56
+85Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Радыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД