Ирина Руднева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие насекомые?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие насекомые?»
Цель: Формирование представлений о насекомых и их роли в природе.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с миром насекомых, их характерными признаками.
Развивающая: развивать зрительную и слуховую память, мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кто такие насекомые?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к насекомым.
Коррекционная: формировать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, умение слушать других, не перебивать.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, «полянка» картинки с изображением насекомых, кукла, мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы К. Чуковского «Муха-цокотуха», "Тараканище"; просмотр мультфильма «Путешествие муравья» по мотивам сказки В. Бианки;
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку (имя ребёнка, он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернутся ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Спасибо. Дети присаживаются на стульчики.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда именно, я предлагаю вам отгадать загадки.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее… (стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее… (пчела).
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (комар).
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик).
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Она ярка и красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки-
Черненькие точки. (божья коровка).
Муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, комар, муха, пчела- кто скажет, кто это? (Ответ детей)
Совершенно верно! Сегодня мы отправляемся в мир насекомых.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Кукла: Здравствуйте! Я- кукла Маша. Я слышала, что вы отправляетесь в мир насекомых. А кто это? Я не знаю. Можно мне с вами. Я тоже хочу узнать, кто такие насекомые.
Ребята, возьмём Машу с собой?
Маша, как хорошо, что ты к нам пришла. Тебе будет очень интересно.
Ребята, давайте посмотрим, какие бывают насекомые.
Просмотр презентации. 1 часть.
• Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет назад.
• Ребята, а на воде можно увидеть насекомых? Можно, стрекоза летает около водоёмов, комары, мошки, водомерка живёт на воде.
А чем питаются насекомые, вы знаете?
• Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов и плодов!
• В природе у насекомых немало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей трав. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд. Знаете ли вы, что это за насекомые? Правильно! Шмели, пчелы и осы могут больно ужалить. Распознать жалящих насекомых можно по черно-желтой окраске. Животные, заметя такое сочетание цветов, стараются держаться подальше, кому же хочется быть ужаленным!
В природе всё взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде.
Насекомые приносят пользу или вред?
Вы, конечно, слышали, что насекомые, которые поедают стебли и
листья растений. Портят посевы, грызут корни и древесину
деревьев, называются вредителями. Муравьи переносят по лесу
семена растений -кислицы, хохлатки, незабудки и способствуют их
растению. Бабочки, шмели опыляют растения. Пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи,
и целебное вещество- прополис.
• Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые. Божьи коровки уничтожают вредных тлей. Стрекозы ловят разносчиков болезней комаров.
Физминутка.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Просмотр презентации. 2 часть.
Игра» Да-нет!»
Воспитатель называет насекомых, животных, птиц. Когда дети слышат название насекомых, они хлопают в ладоши, когда других животных они стучат по столу.
Комар, ворона, ёж, пчела, воробей, таракан, муха, тигр, оса, ласточка, жук, кошка, бабочка, корова, кузнечик, муравей, сорока, божья коровка.
Творческое задание.
Посмотрите, это полянка, но, что-то здесь не так. Как вы думаете, что здесь не правильно, кого не хватает? Правильно на полянке никого нет, ни одного насекомого, а разве так бывает? Давайте исправим эту ошибку и посадим на нашу полянку насекомых.
Пальчиковая гимнастика.
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Дети выполняют аппликацию «Насекомые» из готовых шаблонов.
Затем украшают поляну насекомыми.
Кукла: Ой, ребята, как здорово, как красиво у вас получилось! Мне очень понравилось на занятии, я теперь знаю, кто такие насекомые.
Заключительная часть.
-Ребята, а вам понравилось на занятии?
- Тимур, сколько лапок у насекомых?
-Насекомые умеют летать?
-А каких насекомых ты запомнил? Они приносят пользу или вред?
Молодцы!
Ребята, а если бы у меня была волшебная палочка, в какое насекомое вы хотели бы превратится и почему?
Ответы детей.
Итог.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Много интересного мы сегодня увидели и узнали о насекомых. Мы с вами должны беречь природу, заботиться о ней, любить животных, птиц, насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Спасибо за внимание.