Валентина Ивановна Козлова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Хотите отправиться со мною на озеро?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы
«Хотите отправиться со мной на озеро?»
Цель: Знакомство с водоё мами: природными и искусственными. Воспитание ценностного отношения к природе.
Задачи
Обучающие:
• Дать знания о водоё мах: природных и искусственных.
• Формировать представления о значении воды для биологических потребностей человека.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „Хотите отправиться со мною на озеро?“» размещена в разделах
• Познакомить детей с флорой и фауной Байкала через просмотр обучающей видео презентации.
• Повторить признаки ранней весны
Развивающие:
• Совершенствовать развитие речи: умение вести беседу, отгадывать загадки, отвечать на вопросы полным предложением, слушать сверстников, уметь характеризовать объекты.
• Пробуждать исследовательскую активность, умение делать выводы после проведения опыта.
Воспитательные:
• Развивать любознательность, интерес к малой Родине.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: море, океан, река, ручей, озеро, болото; канал, пруд, бассейн, плотина, колодец, водохранилище; лодка, катер, теплоход, парусник, плот, корабль.
Обогащение словаря: водохранилище, канал, плотина; искусственный водоём, природный водоём, скат, кенгуровая крыса, осьминог.
Предварительная работа: Беседы о воде, природных и искусственных водоёмах; рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Животные и рыбы морей и океанов», «Флора и фауна Сибирских рек и озёр», просмотр презентаций «Байкал», «Водный мир Сибири», «Братская ГЭС», чтение произведений: Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Барто «Куда весна пропала», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», Р. Сэф «Отчего весна пришла весной», Л. Толстой «Акула», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Материалы и оборудование: Прозрачный контейнер, наполненный водой; камень, деревянный кораблик, металлический гвоздь, бумажный кораблик; музыкальные записи Э. Григ «Ручеёк», Вивальди «Шторм», видео презентация «Озеро Байкал»; карточки «Матушка Природа» и «Человек» + «Природные водоёмы» + «Искусственные водоёмы», скамейки-брёвнышки».
Ход.
Дети с педагогом заходят в группу, здороваются с гостями.
П: - Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, К нам пришла … /Весна/.
-Ребята, какое сейчас время года?/весна/. Да, наступила ранняя весна. Что происходит со снегом?/тает/. Да, снег начал таять. Почему тает снег?/Солнце греет лучше/. А скоро солнце ещё лучше будет греть, снег будет таять везде: на крышах, на скамейках, на деревьях и конечно на земле. Когда много снега на земле растает, что произойдёт?/получатся лужи, ручьи/. А давайте мы с вами превратимся в весенний ручеёк. /дети встают друг за другом, берутся одной рукой, педагог тянет за собой ручеёк / под музыку/.
П: - Наш ручеёк прибежал на лесную полянку, садитесь на брёвнышки, отдохните.
П: - Ребята, а хотите отправиться со мною на озеро? Название этого озера я вам пока не скажу и для того чтобы попасть на озеро, вы должны выполнить несколько заданий.
- Итак, ответьте мне на несколько вопросов:
1. Какие вы знаете естественные природные водоёмы?/река, озеро, море, океан, ручеёк, болото, водопад/.
2. Назовите искусственные водоёмы. /бассейн, фонтан, ванна, раковина, колодец/ - игра с карточками: дети размещают природные водоёмы вокруг Матушки Природы, искусственные – вокруг человека/
3. Зачем нужна вода?/опрос 4-5 детей/
4. Можно ли человеку прожить без воды?/опрос 3-4 детей/
5. Какое животное может обходиться без воды дольше всех: верблюд или крыса?/ Верблюд может обходиться без воды две недели. Жираф может обходиться без воды дольше, чем верблюд. Крысы могут обходиться без воды дольше всех. Кенгуровая крыса не пьёт воду вовсе. Жидкости ей нужно так мало, что всю жидкость кенгуровая крыса получает из своего скудного рациона/.
6. Какая рыба может ударить электрическим током?/скат/
7. Сколько щупальцев у осьминога?/восемь/
8. Что случится, если вода исчезнет?/опрос 4-5 детей/
П: - Итак, ребята, благодаря воде появилась жизнь на Земле. Ни одно живое существо не может обойтись без воды и несколько дней. А как думаете, каким способом можно перебраться на другой берег озера? /опрос 3-4 детей/. Какие материалы понадобятся для постройки плота?/бумага, камень, железо или дерево/ - ответы детей.
- Давайте проверим. Попробуем опустить в воду разные предметы: камень, деревянный кораблик, бумагу, металлический гвоздь. /Дети вместе с педагогом проверяют на плавучесть камень, деревянный кораблик и металлический гвоздь. Делают вывод/.
П – Ну вот, мы с вами построили плот и сейчас поплывём на другой берег озера. Вставайте, покажите, как подул сильный ветер, начались волны, плот закачало. Стало трудно держаться на плоту, можно упасть. Обнимем друг друга за плечи, широко расставив ноги для устойчивости. Наши ноги напряглись, нас качает вперёд – назад, вправо – влево. Наконец ветер стих, ноги расслабились. /Дети выполняют движения под музыку Вивальди «Шторм»/ А тут и катер спасательный подоспел, садитесь и поплывём дальше по озеру и, наконец, узнаем, как оно называется. /Дети смотрят видео о Байкале. /