Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Занятие Ознакомление с художественной литературой Группа Подготовительная

Тема Сравнение басен Эзопа «Ворон и лисица» и И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Цели 1. Учиться понимать содержание басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Сравнение басен Эзопа и И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах

2. Учить сравнивать басни разных авторов: находить общее и различие в построении сюжета, характерах героев, морали, форме речи.

3. Развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Организационный этап

Деятельность педагога Деятельность детей

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.

-Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

-Тогда отгадайте.

1. На дереве сидит,

«Кар – кар!» кричит,

Никого не боится

Разбойница птица. (ворона)

Зубы остры, хвост пушистый,

Ноги у зверька быстры

Чтобы не было беды,

Путай, заинька, следы! (лиса)

-Ребята, а кто такая лиса?

-Давайте вспомним в каких произведениях рассказывается про животных.

Да.

Лиса- это дикое животное, которое живёт в лесу.

В сказках, стихах, загадках, баснях.

1 этап. Актуализация знаний.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- Верно! Ребята, мы с вами ранее уже знакомились с баснями. Что же означает этот термин? Объясните своими словами.

-А кто такой баснописец?

-Какие пороки людей высмеиваются в басне?

-Из скольких частей состоит басня?

-Что такое мораль?

Басня-это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня- иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.

Человек, который пишет басни.

Злоба, зависть, невежество, жадность, глупость, лень.

Состоит из 2-х частей: из основной части и морали.

Мораль-это нравоучение, то есть басня всегда поучает людей.

2 этап. Планирование и целеполагание.

-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с писателями, которые жили в разные эпохи. Но их объединяет одно-они были баснописцами.

-Сегодня мы с вами превратимся в исследователей, которым предстоит выполнить очень сложную задачу, познакомиться с баснями «Ворон и Лисица» Эзопа и «Ворона и Лисица» Крылова и выяснить, что общего в этих баснях, и чем они различаются.

Внимательно слушают педагога.

3 этап. Подготовительная беседа об Эзопе.

Деятельность педагога Деятельность детей

-Прежде чем приступить к изучению и анализу басни Эзопа, расскажу немного о нём (Вешает его портрет на доску)

-Басни возникли в Древней Греции. И первым человеком, который начал их сочинять был Эзоп. Родился во Фригии в 6 веке до н. э, он был мудрым и талантливым рабом. Внешне он выглядел: брюхо вспученное, голова, как котел, губы толстые, на спине горб. Его басни-это очень краткие рассказы с намеками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток и точен.

Чтение басни педагогом.

4 этап. Проверка первичного восприятия

-На что похожа басня Эзопа?

-А какой вид этой сказки?

-Какая она по размеру?

-Можно ли читать ее по ролям?

Лексическая работа

-В басне лисица оказала льстецом. Как вы думаете, что такое лесть?

на сказку

Сказка о животных

Небольшая

Нет, так как в ней нет диалога между героями.

Лесть-это неискреннее, лицемерное восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности.

5 этап. Работа по содержанию басни

Деятельность педагога Деятельность детей

-Кто главные герои в басне?

-Почему ворон поверил лисице?

-Что делает лисица, получив кусок мяса? И что она на самом деле думала о Вороне?

Зачитывает отрывок: «Эх, ворон, кабы у тебя еще был и ум в голове -ничего бы тебе больше не потребовалось, чтобы царствовать»

-Чему учит автор своего читателя?

-Басня написана прозой, остроумно, ясно и просто, поэтому собран сборник «Эзоповы басни». Ворон и лисица

Он был доверчивым и повёлся на льстивые комплименты лисицы.

Она открыто выговаривает ворону его недостатки, считая его за глупца.

Ум- качество, которое необходимо, чтобы быть первым.

6 этап. Подготовительная беседа о Крылове.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Его детские годы прошли в Твери. Его отец Андрей Прохорович был военным человеком и умер, когда Крылов, был еще маленьким. Отец не оставил семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Ивану уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как-то удивил своими стихами. В целом, Иван Андреевич был очень талантлив и сам добился всего в жизни. Его оружием были басни-маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Басни «дедушки Крылова» знают и читают с интересом без всяких затруднений, как дети, так и взрослые. (Педагог вешает портрет И. А. Крылова)

Чтение басни педагогом.

Слушают биографию писателя.

Слушают чтение басни.

7 этап. Проверка первичного восприятия

-Понравилась вам басня, ребята?

-Какая басня вам больше понравилась?

Очень понравилась

Больше понравилась басня Крылова.

Словарная работа

-Значение каких слов вам непонятны?

Гнусна-отвратительна, противна.

Не впрок-без толку.

Взгромоздиться-то есть взобраться, устроиться на что-либо с особым трудом.

Плутовка - хитрая обманщица, мошенница.

Царь-птица - главная птица среди других птиц.

Ангельский (голосок)-приятный, нежный, добрый.

Пленил (сыр)-заворожил, захватил. Вещунья-предсказательница, приносящая вести; прозвище вороны.

Повторное чтение басни Гнусна, не впрок, взгромоздясь, очаровать, плутовка, вещунья, пленил, ангельский.

8 этап. Работа по содержанию басни

-Назовите главных героев этой басни

-Какой мы видим ворону в басне?

-Как рисует ворону лисица? Послушайте отрывок: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать так право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок….при красоте такой и петь ты мастерица,-ведь ты б унас была царь-птица!»

-Лисица надсмехается над вороной. Насмешка получила название ирония в литературе.

-Соответствуют ли комплименты лисицы дейсвительным характеристикам вороны?

-Назовите черты лисицы.

-Почему лисица льстит вороне? Какую выгоду она может получить?

-Что же осуждает Крылов в басне? Послушайте отрывок: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

-В басне есть ещё один герой – автор.

-Как автор относится к своим героям? Симпотизирует ли он вороне? Ворона и лисица

Она была огромной, неуклюжей, тяжелой, громогласой

Она считает ее доверчивой птицей, которой нужно наговорить много красивых льстивых слов-комплиментов, чтобы она отдала сыр.

Не соотвествуют.

Хитрая, коварная, находчивая, льстивая.

Лисе нужен сыр.

Автор осуждает ворону за глупость и неумение отличить лесть от правды.

9 этап. Сравнительный анализ басен.

-Сравним басни Эзопа и Крылова.

-Вы говорили, что басня Крылова понравилась вам больше. Почему?

-В какой басне мы можем по описанию представить, нарисовать лису?

-Чем же различаются басни?

-Как вы думаете в какой басне мораль высказывается прямо, а в какой подразумевается? Послушайте отрывок.

В басне Эзопа мораль высказывается прямо: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Она более эмоциональнее и ярче, и выразительнее диалоги героев.

В басне Крылова.

В басне Эзопа – ворон,который унёс мясо, а у Крылова – ворона, которой бог послал кусочек сыра.

В басне Изопа мораль высказывается прямо.

10 этап. Рефлексия.

-Какой вывод можно сделать после прочтения этих басен? Какова жизненная мудрость?

-Почему басни не устаревают и в наше время?

-Занятие окончено.

Не стоит доверять тем людям, которые тебя нахваливают и откровенно льстят в глаза.

Басни - короткие рассказы поучительного характера, в которых осуждаются и осмеиваются человеческие недостатки. Звери и вещи, говорящие понятным языком, помогают нам взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, умнее и трудолюбивее.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кукушка» Цель занятия: познакомить детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», Задачи занятия: Образовательные: формировать умения понимать главную.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Опубликовано: 14 июня 2023 в 16:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и лисица»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рябова (УИ 1092838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД