Марина Рябова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Занятие Ознакомление с художественной литературой Группа Подготовительная
Тема Сравнение басен Эзопа «Ворон и лисица» и И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Цели 1. Учиться понимать содержание басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Сравнение басен Эзопа и И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
2. Учить сравнивать басни разных авторов: находить общее и различие в построении сюжета, характерах героев, морали, форме речи.
3. Развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
Деятельность педагога Деятельность детей
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.
-Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
-Тогда отгадайте.
1. На дереве сидит,
«Кар – кар!» кричит,
Никого не боится
Разбойница птица. (ворона)
Зубы остры, хвост пушистый,
Ноги у зверька быстры
Чтобы не было беды,
Путай, заинька, следы! (лиса)
-Ребята, а кто такая лиса?
-Давайте вспомним в каких произведениях рассказывается про животных.
Да.
Лиса- это дикое животное, которое живёт в лесу.
В сказках, стихах, загадках, баснях.
1 этап. Актуализация знаний.
Деятельность педагога
Деятельность детей
- Верно! Ребята, мы с вами ранее уже знакомились с баснями. Что же означает этот термин? Объясните своими словами.
-А кто такой баснописец?
-Какие пороки людей высмеиваются в басне?
-Из скольких частей состоит басня?
-Что такое мораль?
Басня-это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня- иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.
Человек, который пишет басни.
Злоба, зависть, невежество, жадность, глупость, лень.
Состоит из 2-х частей: из основной части и морали.
Мораль-это нравоучение, то есть басня всегда поучает людей.
2 этап. Планирование и целеполагание.
-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с писателями, которые жили в разные эпохи. Но их объединяет одно-они были баснописцами.
-Сегодня мы с вами превратимся в исследователей, которым предстоит выполнить очень сложную задачу, познакомиться с баснями «Ворон и Лисица» Эзопа и «Ворона и Лисица» Крылова и выяснить, что общего в этих баснях, и чем они различаются.
Внимательно слушают педагога.
3 этап. Подготовительная беседа об Эзопе.
Деятельность педагога Деятельность детей
-Прежде чем приступить к изучению и анализу басни Эзопа, расскажу немного о нём (Вешает его портрет на доску)
-Басни возникли в Древней Греции. И первым человеком, который начал их сочинять был Эзоп. Родился во Фригии в 6 веке до н. э, он был мудрым и талантливым рабом. Внешне он выглядел: брюхо вспученное, голова, как котел, губы толстые, на спине горб. Его басни-это очень краткие рассказы с намеками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток и точен.
Чтение басни педагогом.
4 этап. Проверка первичного восприятия
-На что похожа басня Эзопа?
-А какой вид этой сказки?
-Какая она по размеру?
-Можно ли читать ее по ролям?
Лексическая работа
-В басне лисица оказала льстецом. Как вы думаете, что такое лесть?
на сказку
Сказка о животных
Небольшая
Нет, так как в ней нет диалога между героями.
Лесть-это неискреннее, лицемерное восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности.
5 этап. Работа по содержанию басни
Деятельность педагога Деятельность детей
-Кто главные герои в басне?
-Почему ворон поверил лисице?
-Что делает лисица, получив кусок мяса? И что она на самом деле думала о Вороне?
Зачитывает отрывок: «Эх, ворон, кабы у тебя еще был и ум в голове -ничего бы тебе больше не потребовалось, чтобы царствовать»
-Чему учит автор своего читателя?
-Басня написана прозой, остроумно, ясно и просто, поэтому собран сборник «Эзоповы басни». Ворон и лисица
Он был доверчивым и повёлся на льстивые комплименты лисицы.
Она открыто выговаривает ворону его недостатки, считая его за глупца.
Ум- качество, которое необходимо, чтобы быть первым.
6 этап. Подготовительная беседа о Крылове.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Его детские годы прошли в Твери. Его отец Андрей Прохорович был военным человеком и умер, когда Крылов, был еще маленьким. Отец не оставил семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Ивану уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как-то удивил своими стихами. В целом, Иван Андреевич был очень талантлив и сам добился всего в жизни. Его оружием были басни-маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Басни «дедушки Крылова» знают и читают с интересом без всяких затруднений, как дети, так и взрослые. (Педагог вешает портрет И. А. Крылова)
Чтение басни педагогом.
Слушают биографию писателя.
Слушают чтение басни.
7 этап. Проверка первичного восприятия
-Понравилась вам басня, ребята?
-Какая басня вам больше понравилась?
Очень понравилась
Больше понравилась басня Крылова.
Словарная работа
-Значение каких слов вам непонятны?
Гнусна-отвратительна, противна.
Не впрок-без толку.
Взгромоздиться-то есть взобраться, устроиться на что-либо с особым трудом.
Плутовка - хитрая обманщица, мошенница.
Царь-птица - главная птица среди других птиц.
Ангельский (голосок)-приятный, нежный, добрый.
Пленил (сыр)-заворожил, захватил. Вещунья-предсказательница, приносящая вести; прозвище вороны.
Повторное чтение басни Гнусна, не впрок, взгромоздясь, очаровать, плутовка, вещунья, пленил, ангельский.
8 этап. Работа по содержанию басни
-Назовите главных героев этой басни
-Какой мы видим ворону в басне?
-Как рисует ворону лисица? Послушайте отрывок: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать так право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок….при красоте такой и петь ты мастерица,-ведь ты б унас была царь-птица!»
-Лисица надсмехается над вороной. Насмешка получила название ирония в литературе.
-Соответствуют ли комплименты лисицы дейсвительным характеристикам вороны?
-Назовите черты лисицы.
-Почему лисица льстит вороне? Какую выгоду она может получить?
-Что же осуждает Крылов в басне? Послушайте отрывок: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
-В басне есть ещё один герой – автор.
-Как автор относится к своим героям? Симпотизирует ли он вороне? Ворона и лисица
Она была огромной, неуклюжей, тяжелой, громогласой
Она считает ее доверчивой птицей, которой нужно наговорить много красивых льстивых слов-комплиментов, чтобы она отдала сыр.
Не соотвествуют.
Хитрая, коварная, находчивая, льстивая.
Лисе нужен сыр.
Автор осуждает ворону за глупость и неумение отличить лесть от правды.
9 этап. Сравнительный анализ басен.
-Сравним басни Эзопа и Крылова.
-Вы говорили, что басня Крылова понравилась вам больше. Почему?
-В какой басне мы можем по описанию представить, нарисовать лису?
-Чем же различаются басни?
-Как вы думаете в какой басне мораль высказывается прямо, а в какой подразумевается? Послушайте отрывок.
В басне Эзопа мораль высказывается прямо: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".
Она более эмоциональнее и ярче, и выразительнее диалоги героев.
В басне Крылова.
В басне Эзопа – ворон,который унёс мясо, а у Крылова – ворона, которой бог послал кусочек сыра.
В басне Изопа мораль высказывается прямо.
10 этап. Рефлексия.
-Какой вывод можно сделать после прочтения этих басен? Какова жизненная мудрость?
-Почему басни не устаревают и в наше время?
-Занятие окончено.
Не стоит доверять тем людям, которые тебя нахваливают и откровенно льстят в глаза.
Басни - короткие рассказы поучительного характера, в которых осуждаются и осмеиваются человеческие недостатки. Звери и вещи, говорящие понятным языком, помогают нам взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, умнее и трудолюбивее.