Семенова Галина Федоровна
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы со звуками [З], [З «]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи: познакомить детей со звуками «З», «Зь»,
учить произносить звуки твердо и мягко, различать со звуком «З», «Зь». Развивающие задачи: Развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание, совершенствовать интонационную выразительность.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы со звуками [З], [З „]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения; воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир; повысить сплочённость в группе воспитанников, воспитывать доброжелательность.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Материалы: Комарик (фигурка на палочке, картинки с изображением насекомых, картинки на заданные звуки «З», «Зь», комарики на ниточке, воздушный шарик, маски - «пчелки», цветы – обручи, «улей с пчелками», предметные картинки на звуки З и Зь
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», просмотр мультфильма «Лунтик», беседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление комариков на ниточке, аппликация бабочек, лепка насекомых.
Словарная работа: зя-зя-зя - за-за-за, зю-зю-зю - зу-зу-зу, зи-зи-зи - зы-зы-зы.
I часть. Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро нам
Доброе утро гостям!
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад навстречу мне летел синий шарик, я поймала его и обнаружила на нем маленького путешественника. … Знаете кого? Я загадаю про него загадку. О ком эта загадка?
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешения не спросит,
Подлетит - и укусит! (Комар)
-Кто это? Зверь или птица?
(Ответы детей)
Правильно, дети. Комар - насекомое. Каких насекомых еще вы знаете?
А что делают насекомые осенью?
-Правильно, спят.
Комар на холодном осеннем воздухе простудил горлышко. Все насекомые попрятались, в щели забились. А комарик не может позвать на помощь, у него нет голоса. Как вы думаете, мы можем помочь комарику?
(Предполагаемые ответы детей)
Основная часть
Мы научимся сами петь комариную песню и позовем других комаров на помощь.
- Послушайте, какую звонкую песню поет комар «З-З-З-З-З», его песня звонкая, твердая.
А маленький комар поет тонко и мягко «зь-зь-зь-зь»
- Когда мы произносим звук «З», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка». (Индивидуальная работа с детьми)
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (Положите руку на горло и пропойте песенку комара)
-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. (Индивидуальная работа с детьми)
-Похожи песни большого и маленького комара? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-У себя в комариной школе комарики поют разные песенки: зя-зя-зя - за-за-за, зю-зю-зю - зу-зу-зу, зи-зи-зи - зы-зы-зы. (Хоровые и индивидуальные повторения)Зя- зя – зя- за- за - за – прилетела стрекоза
Зю – зю – зю – зу – зу – зу- ой, поймайте стрекозу
Зи – зи -зи –зы – зы – зы – уже нет стрекозы
-Давайте еще раз споем песенку комариков.
– Ребята, нашу песенку услышали комары и прилетели к нам. Слышите, как они гудят?
Давайте, подуем на комариков, и они улетят. (Дети берут по одному комарику на ниточке и дуют на него).
Дыхательное упражнение «Комар на ниточке»
Очень трудно комару
Удержаться на ветру
«Вот опять не повезло,
Мимо дома пронесло»
Выпустим маленького комара на улицу, к семье. Мы ему помогли.
-Какие ещё насекомые произносят звук «З»?
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь —
Мне весь тёплый летний день
Мёд носить домой не лень! (Пчела.)
-Пчелы живут в ульях. Ребята, а вы знаете, что такое улей?
-Это домик для пчел его сделали для них люди (показ картинки). (Слайд)
Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Давайте мы с вами превратимся пчел. Надевайте маски. Закрывайте глазки.
- Вокруг себя обернись, в пчелку ты превратись!
- Вы будете пчелами. Ребята, посмотрите там у нас поляна с цветами. Утром проснулись пчелы, загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Сейчас до кого я дотронусь, та пчела полетит собирать мед к цветкам и сядет около цветов. Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь».
Прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
-Молодцы ребята. Мы с вами собрали много меда. Атеперь снимаем маски.
-Вокруг себя обернись и в ребенка превратись!
-Ребята, пчелки предлагают с ними поиграть. Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Звуки «З» и «зь»спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
-Молодцы, какие вы внимательные
У пчел очень много дел. Они запасаются медом на зиму и собирают нектар с последних цветков, а потом будут спать всю зиму в теплых ульях.
Они оставляют вам задание
Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
- Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Пчелы перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы, в названии которых есть звук «З», живут в синем домике, а в названии которых есть звук «зь»- в зеленом домике. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, забор.
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Заключительная часть. Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все предметы оказались на своих местах.
-Ребята, скажите, чью песенку мы сегодня учились петь?
Кто сегодня был у нас? Кому мы помогали?
-Чем помогли комару? (Нашли его семью,
Еще кому вы помогали? (пчелкам).
-Понравилось помогать маленьким насекомым?
Мне понравилось, какими вы были активными, внимательными, веселыми и дружными. Я хочу вам сказать большое спасибо!