Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля

Марина Водопьянова
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы

с историей Нижегородского кремля

Тема. «История возникновения Нижегородского Кремля».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля» размещена в разделах

1. Познакомить детей с историей создания и строительства Нижегородского кремля, его значения в обороне города.

2. Развивать память, внимание, мышление, связную речь.

3. Воспитывать интерес к историческим объектам родного города.

Форма организации. Группа детей.

Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Предварительная работа. Прогулки детей с родителями по Нижегородскому кремлю, рассматривание книг и иллюстраций в уголке патриотического воспитания, изготовление макета Нижегородского кремля.

Словарная работа. Кремль, крепость, белокаменный, князь, известняк, башня, бойницы, подкоп, ров, зенитные пулеметы, штурм.

Оборудование. Мультимедийная презентация, макет Нижегородского кремля.

Ход занятия

Вступительная беседа

Воспитатель: «Ребята, вы уже знаете, что Нижний Новгород город является одним из древнейших городов в России. В нем сохранились старинные здания и постройки. Есть в нашем городе и такие достопримечательности, благодаря которым Нижний Новгород развивался, процветал, находился под постоянной защитой. Как вы думаете, что к таким достопримечательностям относится? (Ответы детей). Сегодня на занятии мы будем говорить о Нижегородском кремле».

Вопросы на повторение пройденного материала: «Вспомните, кто является основателем нашего города? На каком месте князь основал Нижний Новгород? Почему он выбрал это место?»

Просмотр мультимедийной презентации

Воспитатель: «Основателем Нижнего Новгорода является князь Юрий Всеволодович. Он основал Нижний Новгород на возвышенностях, расположенных в месте их слияния рек Волги и Оки. Это место помогало увидеть, кто и с чем перемещается по рекам, вовремя заметить врага. Людям было удобно иметь реку рядом с жилищем. Вода нужна была людям для питья, приготовления пищи, для ухода за домашними животными. По реке можно было перевозить груз».

Воспитатель: «Возведение Нижнего Новгорода началось с постройки высоких стен крепости. Зачем нужно было выстраивать крепость? (Ответы детей). В старину на Руси были очень неспокойные времена. На Русь часто нападали кочевники. Сами князья постоянно вели между собой войны. Поэтому города требовалось защищать. Люди строили церкви, дворцы, терема, дома и окружали их высокими стенами и башнями. Здесь жил князь, его дружина и богатые люди».

Вопрос: «Из какого материала на Руси выстраивали стены крепости и другие постройки?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Дома и стены крепости люди строили из дерева. Это был самый доступный строительный материал, потому что людей окружали непроходимые леса. С каждым разом население росло, приходилось строить новые дома. Места внутри крепости уже не хватало. И люди начинали строить дома за крепостными стенами. Здесь чаще жили бедные люди. Крепость стала уже находиться внутри города и получила название – кремль. Когда людям угрожала опасность, все жители уходили в кремль и сражались оттуда с врагами».

Сравнение крепости и кремля: «Чем отличается кремль от крепости?»

Воспитатель: «Кремлем мы называем укрепленный стенами и башнями город. А крепостью является простое боевое сооружение».

Решение проблемной ситуации: «Какая опасность могла угрожать деревянному кремлю? Каким строительным материалом можно было заменить дерево?»

Воспитатель: «Деревянные укрепления часто поджигали враги. После пожара кремль выгорал дотла и его приходилось строить заново. Поэтому было принято решение о строительстве каменного кремля. Впервые белокаменный кремль был построен при князе Дмитрии Константиновиче».

Вопрос: «Из какого строительного материала построили белокаменный кремль? (Ответы детей)

Воспитатель: «Белокаменный кремль был построен из известняка. Его привозили большими глыбами. Требовалось очень много сил, чтобы обтесать известняк и поднять его на высоту. Со временем белокаменный кремль начал стареть, разрушаться и терять свою красоту. Его снова решили изменить».

Вопрос: «Каким сейчас мы видим Нижегородский кремль?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Три раза изменялся Нижегородский кремль. В нашем современном мире мы видим его в кирпичном варианте. Кирпич - так же как и камень прочный материал, но он легче и человек может поднять его одной рукой».

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите – ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И к занятью приступите.

Рассматривание макета Нижегородского кремля

Воспитатель: «Почему Нижегородский кремль можно назвать крепостью? (Ответы детей)

Воспитатель: «У Нижегородского кремля очень высокие стены, через которые трудно перебраться. В стенах кремля есть бойницы – это отверстия в стене для оборонительной стрельбы. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. Стены кремля соединяются с башнями».

Дидактическое задание «Сосчитайте количество башен Нижегородского кремля».

Обследование башен: «Все ли башни одинаковые? Чем они отличаются? Сколько круглых башен в кремле? Сколько квадратных? Зачем нужны башни?»

Воспитатель: «В Нижегородском кремле 13 башен. Пять квадратных и восемь круглых. Круглые башни были наиболее прочными. Из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен. Каждая башня имеет свое название и назначение».

Рассматривание схемы Нижегородского кремля

Воспитатель: «Кремль занимает много места. Его расположение напоминает многоугольник. Как вы думаете, как можно войти в кремль? (Ответы детей). В кремль можно войти через ворота. Как расположены ворота в кремле? (Ответы детей). Ворота находятся в стенах и башнях кремля. Так было сделано для того, чтобы жители могли укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг».

Решение проблемной ситуации «Какими способами враги могли пробраться в кремль?»

Воспитатель: «Враги часто пытались сделать подкопы к стенам кремля. Поэтому для защиты кремля около его стен был вырыт ров. Он заполнялся грунтовыми водами и не давал врагам возможность сделать подкопы».

Воспитатель: «Много веков Нижегородский кремль служил защитой городу. Во времена Великой Отечественной войны на верхних площадках трех башен (Тайницкой, Северной и Часовой) были установлены зенитные пулеметы. Кремль защищал воздушное пространство города от немецкой авиации».

Вопрос «Какое значение имеет Нижегородский кремль в современном мире?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Много раз Нижегородский кремль подвергался осадам и обстрелам. Но ни разу не был взят штурмом. Сейчас он является важным историческим местом, украшением нашего города. Отсюда открываются бескрайние заволжские дали и речные просторы».

Подведение итога

Воспитатель: «Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что нового и интересного вы узнали о Нижегородском Кремле? Захотите ли вы его посетить и почему?»

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект НОД по рисованию для старшей группы «Спасская башня Московского Кремля»Конспект НОД по рисованию для старшей группы «Спасская башня Московского Кремля» Цель. Обобщить и закрепить знания о символах Москвы. 1. Образовательные : - формировать представления детей о символах столицы нашей Родины.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия, посвященного Дню Победы в ВОВ «Фотоэкскурсия в музей боевой техники Нижегородского кремля» Конспект занятия, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне «Фотоэкскурсия в музей боевой техники Нижегородского кремля» (для.

Макет каменного Нижегородского кремля для ознакомления с Нижегородским кремлем в прошломМакет каменного Нижегородского кремля для ознакомления с Нижегородским кремлем в прошлом Все больше внимания стало уделяться патриотическому воспитанию детей. Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля
Опубликовано: 20 января 2021 в 15:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля» (включая файлы) размещена пользователем Марина Водопьянова (УИ 393423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД