Никитченко Дарья
Конспект занятия по основам обучения грамотности в подготовительной группе «Электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по основам обучения грамотности
в подготовительной группе комбинированной направленности
на тему: «Электроприборы»
Подготовила и провела
воспитатель подготовительной группы
комбинированной направленности
МБДОУ «Детский сад № 44»
Д. А. Никитченко
Публикация «Конспект занятия по основам обучения грамотности в подготовительной группе „Электроприборы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Цель: закрепить навык различения гласных и согласных звуков в словах; продолжать учить звуковому анализу слова; повторение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков, деления слова на слоги;
- развивать речь детей, внимание, фонематический слух, усидчивость.
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, культуру общения со сверстниками.
Демонстрационный материал: Чебурашка, карточки для игры «Покажи звук», картинка «плита» со звуковыми окошками, звуковые домики с четырьмя окошками, квадраты на каждого ребенка (зеленого, синего и красного цветов, схемы предложений.
Ход занятия.
(Дети встают около воспитателя, произносят приветствие).
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка, герой мультфильмов и фильма, который многие из вас смотрели в кинотеатре. Он еще маленький, но очень любознательный, он попросил рассказать ему все о звуках, показать знания, которыми вы владеете.
Воспитатель: Ну, что! Порадуем Чебурашку?
Дети: Да!
Воспитатель: Начнем мы, ребята, с моих вопросов о звуках.
(воспитатель задаёт вопросы)
• Скажите мне какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные). Какие бывают гласные? (ударные и безударные) Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие, всегда мягкие, всегда твердые, всегла звонкие и всегда глухие)
• Как определить гласный звук или согласный? (если звук можно пропеть, то он гласный, если воздух встречает преграду на пути в виде губ, зубов или языка, то он согласный)
• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Согласные звуки? (гласные звуки - красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные – зеленым цветом)
• Как определить звонкий звук или глухой? (чтобы определить, надо закрыть уши руками и произнести звук, если звук звонкий, то в ушах будет гул, если звук глухой, то будет тихо)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё вспомнили. А теперь у нас первое задание.
Задание 1. Игра «Покажи звук»
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру. Я буду называть звуки, а вы будете показывать с помощью картинок какой это звук. Согласный мягкий – подушка, согласный твердый – молоток, гласный звук – рупор.
Звуки: А, К, Ж, С’, Э, М, Ч, У, О, Н, В’, Г, Ы.
(Воспитатель называет звуки, дети выполняют задание)
Воспитатель: Хорошо, с этим вы легко справились! Приступаем ко второму заданию!
Задание 2. «Звуковой анализ слова»
(Воспитатель объясняет, что лежит в боксах, и что будем делать)
Воспитатель:
• Посмотрите что изображено на картинке (плита)
(Воспитатель произносит слово по звукам)
• Какой первый звук мы слышим? (мы слышим звук «П»). Какой второй звук? (мы слышим звук Л’), следующий звук (звук «И»). Затем какой звук мы слышим? (звук «Т»). Какой четвертый звук слышим? (звук «А»)
• Сосчитайте, сколько звуков в слове «плита». (в слове 5 звуков)
• Какой звук стоит первым? (звук П)
• Что вы можете сказать об этом звуке? (Этот звук согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом)
• Поместите фишку синего цвета в звуковое окошко в домике (кладем фишку синего цвета в первое окошко)
• Какой звук стоит вторым? (звук Л’)
• Какой это звук? (Этот звук согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом)
• Поместите фишку зеленого цвета во второе окошко нашего звукового домика (кладем фишку зеленого цвета во второе окошко)
• Какой звук стоит третьим? (звук И)
• Какой это звук? (Этот звук гласный, безударный)
• Кладем фишку красного цвета в следующее звуковое окошко.
• Какой звук следует дальше (звук Т)
• Какой это звук? (Этот звук согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом)
• Поместите фишку синего цвета в звуковое окошко в домике (кладем фишку синего цвета в окошко)
• Какой звук мы слышим последним? (звук А)
• Какой это звук? (Этот звук гласный, ударный, обозначается красным цветом)
• Сколько в этом слове согласных звуков? (в этом слове 3 согласных звука)
• Сколько гласных в этом слове? (два)
• Назовите гласные звуки (гласный «И», гласный «А»)
• Значит сколько в слове слогов? (два слога, потому что два гласных звука)
• Давайте разделим слово на слоги (с помощью хлопков делим слово)
• Давайте придумаем слова с двумя слогами на тему «Электроприборы» (мик-сер, чай-ник, брит-ва, у-тюг, люст-ра)
Физминутка:
«Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
(Дети бегут на месте на носочках)
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
(Поднимают руки вверх, рисуют прямоугольник)
Кофемолки, пылесос,
(Вращают руками перед собой, «пылесосят»)
Ток энергию принёс.
(Дети бегут на месте на носочках)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. А давайте расскажем Чебурашке о нашей речи. Из чего состоит наша речь? (из предложений). Из чего состоят предложения? (из слов, а слова (из звуков). А теперь у нас следующее задание.
Задание 3. «Составь предложение»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы буде составлять схему предложения. С чего начинается предложение? (с большой буквы, а заканчивается (точкой).
Воспитатель: Перед вами картинки. Посмотрите, ребята, что на них изображено (Электроприборы). Я составлю предложение с одним из этих слов. (Чайник греет воду). Выкладываю вместе с детьми схему предложения. А теперь, ребята, составьте с этими свои предложения с этими словами и составьте схему вашего предложения.
(Дети составляют предложения. Воспитатель проводит анализ предложения и схемы)
Какое слово стоит первое, какое второе и третье.)
Задание 4. «Кто больше»
Воспитатель: Ребята, а в завершении нашего занятия, мы с вами поиграем. Разделимся на две команды. Каждой из команд я назову звук (м, б, в течение 30 секунд вы должны будете придумать слова на этот звук. (дети выкрикивают слова, воспитатель отмечает на доске).
Итог:
Ну, вот, ребята наше занятие и подошло к концу. Мы с вами помогли Чебурашке узнать много нового!
Вам понравилось занятие? (ответ детей)
Что понравилось больше всего? (ответ детей)
Что для вас было трудным? (ответ детей)
Спасибо вам большое.