Татьяна Безрукова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Какое оно — электричество?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Образовательные: обобщить представления об электрическом токе; расширить знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закрепить правила безопасного обращения с электроприборами.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Какое оно — электричество?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Экспериментальная деятельность
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека
Материал: картинки (тыква, окно, кот, мультфильм, бабочки из салфеток, перец, соль, шарики, фотография молнии, шерстяная ткань, палочки.
Ход занятия:
Дети встают в круг
Воспитатель: Я принесла сегодня загадку, которая состоит из картинок (тыква, окно, Кот)
Что за слово здесь спряталось?
Дети: Ток
. Воспитатель: А что это такое ток?
Дети: (Напряжение, электричество, он живет в розетке).
Воспитатель: Это поток заряженных частиц. А где они двигаются?
Дети: в проводах.
Воспитатель: Попробуем представить, что мы вот те самые частицы. Давайте возьмемся за руки и у нас как в настоящих проводах будет бежать ток. Вот так (дети пожимаю друг другу руки). Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Откуда электричество поступает в наши дома? (предположения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. Давайте послушаем, что нам рас скажут про это Фиксики из мультфильма «Осторожно электричество».
(просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Фиксики - советы. Серия «Осторожно электричество».)
Воспитатель. - Электричество - это великое открытие.
научились получать 160 лет назад. Сейчас все предприятия работают с
помощью электричества, на современном оборудовании. Автоматы,
роботы, компьютеры помогают человеку.
Физкульт. минутка.
- Но каждый из нас должен помнить:
знать и по
1. Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.
Поэтому выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон,
утюг и т. д.
2. Нельзя трогать руками электрический провод, можно брать в руки
только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам.
Воспитатель: Фиксики рассказали о том, что электричество есть в каждом доме. Зачем его придумал человек, если оно такое опасное?
Дети: Чтобы было светло, могло все работать.
Воспитатель: Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т. д.) А сейчас попробуйте угадать слово, которое я загадала
Игра: «Да-нет».
Педагог и дети загадывают бытовую технику.
Физкультминутка
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Но есть доброе электричество не опасное. Кто встречался с таким, (ответы детей)
Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это тоже электричество. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.
Экспериментирование
Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество не опасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.
Опыт 1. Педагог показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к бабочкам. Спрашивает у детей, что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (Предположения детей.) Предлагает сделать эти обычные палочки волшебными — электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.
Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые палочки. Медленно подносят палочки к бабочкам и потихоньку поднимают их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд.
Воспитатель. Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары на длинных нитках.
Опыт 2. Педагог натирает шерстяной тканью шары, подвешенные на нитках, с той стороны, которая смотрит внутрь, и пытается их приблизить друг к другу. Шары раз-летаются в разные стороны, продолжая висеть в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что два заряженных предмета отталкиваются, поэтому шары отлетают друг от друга.
Далее педагог сбрызгивает один из шаров водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд с одного из них, он и стал притягиваться к тому шару, который наэлектризован.
Опыт 3. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол по чайной ложке соли и молотого перца
Хорошенько мешаем. А теперь попробуем перец отделить от соли. Не получается…
Теперь потрем наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесем к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки имеют положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли маленькие частицы – электроны – перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. А вы хотите пофантазировать?
Воспитатель: Давайте подумаем, помечтаем и нарисуем необычные электроприборы, которые могут появиться в будущем?
в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо
усовершенствовать предмет, который вы увидите на карточке. Подумайте,
как он будет работать, какие новые действия выполнять, как помогать
человеку в жизни?
Игра «Что есть, что будет»
(Дети придумывают одеяло электрическое с подогревом, сапоги скороходы на батарейках, варежки с подогревом и т. п.)
.
Итог
Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей.)