Лариса Вершинина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Часть 1. Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Цель:
формировать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
• закрепить знания детей о физических свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, нет запаха, вкуса) ;
• познакомить детей с понятиями «фильтр», «фильтрование», «фильтрованная вода»;
• активизировать словарь: учёные, лаборатория, опыты, фильтр, фильтрование, фильтрованная, прозрачная, бесцветная, вещества, растворение, лимонная кислота;
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
• продолжать развивать умение делать выводы, умозаключения, выполнять простейшие опыты с водой;
• продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
• развивать интерес к экспериментированию;
• воспитывать аккуратность.
Оборудование:
прозрачные одноразовые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимонная кислота, молоко, фасоль, краски, кисточки, ватные диски, салфетки, воронки, растительное масло, пипетка, духи, масло мяты, аудиозапись журчания ручья.
Методы и приемы:
• организационный момент;
• художественное слово;
• уточнения, опросы, игровые приемы;
• алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
опыты и эксперименты;
Воспитатель: Дети, что за звуки вы слышали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, верно, такие звуки издаёт журчание воды.
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
(Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, скажите мне, для чего и кому нужна вода?
Дети: Вода нужна для жизни растений; для питья животным, людям; вода нужна чтобы жить; вода нужна людям, чтобы готовить пищу, мыться, стирать одежду.
Воспитатель: Да, действительно, ни одно живое существо не обходится без воды, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. А вы хотите больше узнать о воде?
Дети: Да!
(Тогда я предлагаю вам стать учёными. А вы знаете, кто такие учёные?
Дети: Это люди, которые проводят опыты и эксперименты.
А где они проводят опыты?
Дети: В лабораториях.
А вы знаете, как вести себя в лаборатории?
Дети: Разговаривать тихо, работать дружно, не толкаться, чтобы не разбить оборудование.
Воспитатель: Правильно. Подойдите к первому столу.
Часть 2. Опыты.
1. «Определение формы воды»
Воспитатель: Интересно, какую форму имеет вода? Посмотрите, у вас на столах стоит узкая баночка с водой. Давайте перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой?
Ответы детей: Вода принимает ту форму, в которую её наливают; принимает форму баночки, в которую её перелили.
Воспитатель: Действительно, в зависимости от формы баночки, форма воды все время изменяется. Так имеет ли вода определённую форму?
Ответы детей: Нет, вода не имеет форму.
Воспитатель: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи воды после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, принимают форму ямок, а затем в землю впитываются. Итак, мы выяснили, вода не имеет формы.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.
2. «Определение цвета воды»
Воспитатель: Перейдем к следующему столу. Посмотрите, на этом столе стоят баночки с водой и с молоком. Давайте рассмотрим и сравним молоко и воду.
(Дети рассматривают).
Воспитатель: Какой цвет имеет молоко?
Ответы детей: Молоко белого цвета; молочного цвета.
Воспитатель: А какой цвет у воды?
Ответы детей: У воды нет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что вода не имеет цвета.
3. «Определение прозрачности воды»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас опустите в банку с водой и молоком по одной горошине фасоли. Посмотрите, в какой банке видно фасоль, а в какой её не заметно?
Ответы детей:
В банке с водой фасоль видно, а в банке с молоком – нет.
Воспитатель: Вывод – вода прозрачная жидкость. Как вы думаете, можно ли прозрачную жидкость сделать непрозрачной?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы для этого должны сделать?
Ответы детей: Нужно в воду добавить краску.
Воспитатель: Мы намочим кисточку и окунем ее в краску. Сейчас вы сами попробуете провести этот опыт. Перед вами стоят стаканчики с прозрачной водой. На дне стаканчика лежит игрушка. Нам ее хорошо видно. Сделайте так, чтобы игрушка стала не видна.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Воспитатель: Что можно сказать о воде? Можно такую воду назвать прозрачной?
Ответы детей: Вода стала желтой (зелёной, красной, её нельзя назвать прозрачной. В такой воде игрушка не видна.
Воспитатель: Действительно, вода может быть и непрозрачной, если в неё что-нибудь добавить, например как мы добавили краску.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость.
4. «Определение вкуса воды. Вода – растворитель».
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Сейчас мы это узнаем. Давайте перейдем к следующему столу. У каждого в стакане налита вода, попробуйте определить её вкус.
Дети пробуют и высказывают свое мнение.
Воспитатель: Вы правы. Вода не имеет своего вкуса. А сейчас положите в стакан кусочек сахара и размешайте ложечкой. Попробуйте и скажите, что изменилось у воды после растворения кусочка сахара? Какой на вкус стала вода?
Дети: Вода стала сладкой.
Воспитатель: Вы правы. Если добавить в воду сахар – вода станет на вкус сладкой. В этот стакан я сейчас добавлю соль, какой на вкус станет вода? (Ответы). Лимонную кислоту – кислая. Делаем вывод, что своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с сахаром в воде?
Дети: Он исчез. Растворился.
Воспитатель: Вы правы. И сахар, и соль, и лимонная кислота растворились в воде. Значит, вода способна растворять вещества. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Воспитатель добавляет в один стакан с водой муку, в другой - масло.
Воспитатель: Обязательно размешаем ложкой и оставим растворяться. А пока вещества растворяются, мы немного отдохнем.
Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
Шагаем на месте
Наклонились и умылись.
Наклоны веред, руки на поясе
Раз, два, три, четыре,
Хлопаем в ладоши
Вот как славно освежились!
Встряхиваем руками
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Круги двумя руками вперед
Одной, другой – это кроль.
Круги двумя руками вперед поочередно
Все, как один, плывем, как дельфин.
Прыжки на месте
Вышли на берег крутой
Шагаем на месте
И отправились домой.
Воспитатель: Отдохнули? Тогда вернемся к нашему столу и продолжим исследование. Вот стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?
Дети: Мука осталась на дне стакана.
Воспитатель: Правильно. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. А подсолнечное масло?
Дети: Подсолнечное масло плавает сверху.
Воспитатель: Подсолнечное масло также не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности. Значит, не все вещества могут растворяться в воде.
5. «Имеет ли вода запах?»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, есть ли у воды запах? Перейдем к следующему столу. Возьмем стаканчики и взмахом кисти руки направляем воздух к себе, нюхаем. Есть у воды запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сейчас я добавлю капли духов в воду. Что изменилось?
Дети: Вода стала пахнуть.
Воспитатель: У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.
6. «Фильтрование воды».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?
Дети: Он стал козленочком.
Воспитатель: А из-за чего Иванушка стал козленочком?
Дети: Иванушка не послушался своей сестры, напился водицы из копытца.
Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?
Дети: Потому что она была грязная.
Воспитатель: Правильно, потому что она грязная. Но бывают такие ситуации, что чистой воды рядом нет. Чтобы нам не пришлось пить грязную воду, существуют различные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам может пригодиться, мы сейчас и познакомимся. Давайте подойдем вот к этому столу.
Воспитатель: Для того чтобы очистить воду, нам понадобятся: воронка, ватный диск и емкость для воды. Как вы думаете, как нам сделать фильтр (очистительное устройство) из этих предметов?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы нам сделать фильтр, мы возьмем воронку, положим на ее дно ватный диск, будем держать воронку над емкостью и начнем понемногу наливать в нее грязную воду. Что происходит с водой?
Дети: Вода становится чистой!
Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр из воронки и ватного диска самостоятельно.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Посмотрите, и у вас вода стала чистой. Если бы сестрица Алёнушка и братец Иванушка знали, что воду можно пропустить через фильтр, то беды можно было бы избежать.
Часть 3. Итог
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам быть учёными – исследователями? Я хочу вам сказать спасибо, мне тоже очень понравилось с вами работать. Что интересного вы сегодня узнали? О чём вы сегодня расскажите своим мамам и папам?
Итог занятия
Воспитатель: Давайте вспомним последовательность опытов с водой, которые мы сегодня с вами проводили. Расскажите мне о них, глядя на схему.
Дети по алгоритмам рассказывают опыты.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали, что вода не имеет формы, у воды нет запаха и вкуса, научились делать фильтры для очищения воды. На следующем занятии мы познакомимся с другими свойствами воды.