Козенко Анастасия
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в научную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Колокольчик» дошкольного возраста.
Конспект «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметов с помощью экспериментов, закрепление полученных ранее знаний.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие в научную лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, бумаги,крахмала и т. д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, крахмал, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приё мы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, бумагой, картофелем.
Наглядные: рассматривание прибора микроскопа, песчинок.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы,, микроскоп, песок, вода, картофель, ушные палочки, бумага, йод, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами поздороваемся, к нам пришли гости. Дети здороваются.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаё тся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!»
Воспитатель: Мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: Верно! Ребята, в научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы).
Воспитатель: Ребята, вы знаете,что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю одеть защитные атрибуты для экспериментов. Это- халаты.
Воспитатель : Предлагает детям надеть медицинские халаты. После этого дети рассаживаются на стулья, где и находится «Научная лаборатория». Ребята, обратите внимание на доску, тут написаны правила поведения в лаборатории. Давайте вместе с вами узнаем,что же это за правила. Воспитатель, показывает на картинки и проговаривает вместе с детьми правила поведения в научной лаборатории. Затем входит ученый.
Входит ученый.
Ученый: Здравствуйте, ребята я очень рад вас видеть в своей лаборатории. Я предлагаю вам окунуться в мир открытий и полезных знаний. А я сейчас я хочу вам что-то показать. (Микроскоп под мантией) Ребята, а вы знаете что это? (Ответы детей). Но случилась беда, Микроскоп сломался. Что бы его починить,надо провести опыты. И Вы поможете мне? (Ответы детей). Тогда я предлагаю вам пройти к столам для проведения опытов. И за каждый успешно проведенный опыт, вы будете получать деталь для микроскопа, чтобы его починить. А поможет и расскажет какие опыты вам нужно выполнить, ваш воспитатель.
Опыт№1
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к 1 столу. (дети с воспитателем идут к столу) и посмотреть, что же у нас тут лежит.
Воспитатель: У меня в коробке есть песок. И у вас в коробках есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он белый, сухой, сыпется).
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной емкости (колбы) в другую (стакан). Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель: Точно! Молодцы, ребята. Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду из стакана в другой стакан с сухим песком. А теперь потрогайте песок, какой он стал? А цвет его поменялся? Сможет ли он теперь легко пересыпаться в нашу колбу? Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель: Да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Воспитатель: Мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель: Да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Ученый: Молодцы ребята, вы справились с первым опытом и получаете первую деталь от микроскопа.
Опыт №2
Воспитатель: Ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Подойдите, пожалуйста, ко второму столу. Что у вас тут лежит? ( Ответы детей: колбы из бумаги, кисточка, масло в емкости.)
Воспитатель: Ребята, этот опыт не простой, он волшебный. Сейчас мы с вами будем раскрашивать наши колбы из бумаги маслом и потом вы увидите, что произойдет. Дети берут кисть и окунают в масло и раскрашивают колбы. Затем они видят, как проявляется картинка (животные, под низом колбы.
Воспитатель: Ребята, что же за картинки у вас появились? Расскажите нашим гостям. Какие у вас животные? (ответы детей домашние и дикие животные) Умницы! А как же так произошло,что бумага стала прозрачной, после того, как мы раскрасили маслом?А объяснить прозрачность бумаги после поливки маслом? Очень просто. Бумага состоит из волокон и когда на нее попадает жидкость такая, как вода, масло они расщепляются. Затем она сразу же становится прозрачной, потому мы с вами и увидели под листом бумаги спрятанные колбы с животными, после того, как раскрасили маслом. Вот так мы и стали волшебниками.
Ученый: ребята, вам понравился мой эксперимент?
Ответы детей (да, очень понравились). Тогда получайте 2 элемент для микроскопа.
Воспитатель: В этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим)
Воспитатель: Тогда вставайте в круг повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка. «Видишь, бабочка летает».
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Опыт №3
Воспитатель: Ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Подойдем к столу номер 3. Ребята, на столах у вас есть весенние цветы и 2 емкости с водой. А почему они весенние? (Потому что время года весна, и цветы просыпаются от сна.) Правильно ребята, вот и мы сейчас разбудим наши цветы. Возьмите пожалуйста по одному цветку и опустите в чашу с водой. Теперь, посмотрим, что с ними произойдет с нашими цветами? (ответы детей) они медленно раскрываются. Почему так происходит?
Воспитатель: Вода проникает через поры бумаги. Заполнив дно бумажного цветка, она давит на сгибы и заставляет лепестки открыться.
Ученый: Молодцы, ребята. Вы и с этим опытом справились на отлично, за что получаете 3 деталь от микроскопа.
Опыт № 4
Воспитатель: Итак,ребята у нас остался последний опыт. Подойдите к столу номер 4. Ребята,а вы знали, что в лаборатории проводят опыты с различными овощами? (ответы детей) А скажите мне пожалуйста,какие овощи вы знаете? А какой они формы? А какого цвета (Ответы детей). А сейчас мы с вами будем проводить опыт на таком овоще, как картошка. Но для этого нам нужен будет еще йод. Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель: А мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт! Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить ушную палочку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель: ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель: Да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Так выясняют, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. Благодаря такому опыту выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал.
Ученый: Молодцы ребята, мы выполнили все опыты и получаем последнюю деталь для микроскопа. Ура! С чем вас, я поздравляю. Теперь мы сможем помочь ученому, и он починит микроскоп. Ребята я очень рад, что вы справились со всеми опытами. Вы такие молодцы! Я хочу вам подарить медаль юного ученого. Если бы не вы я не смог бы починить свой микроскоп. Скажите, вам понравилось у нас? Какой опыт запомнился больше всего? Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем ученый предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп на картошку на лабораторном стекле.
Воспитатель: Ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе ученый, за такой богатый опыт. Что позволил нам хоть и на мгновение стать настоящими учеными и чуточку волшебниками. Ну, а если что-то случится ты обязательно сообщи нам. И мы тебе поможем! До новых встреч! До свидания! (дети уходят из группы).