Ирина Новикова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Поможем Умке найти ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Цель: содействие накоплению у детей представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы;
• учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты, способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха - прозрачный, легкий; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;
• расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе „Поможем Умке найти ветер“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
• развивать логической мышление, память, внимание, наблюдательность, умение высказывать свои предположения, мнения, делать выводы;
• развивать речь детей, активизировать их словарь прилагательными: воздух прозрачный, легкий;
• формировать представления о ветре и его свойстве.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности, опираясь на прошлый опыт и прочитанные ранее художественные произведения по теме опыта;
• воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Материалы и оборудование: веера из бумаги (на каждого ребенка, кусочки ваты (на каждого ребенка, вертушки (на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты (на каждого ребенка, игрушка медвежонок.
Предварительная работа: Наблюдение за ветром на прогулке, поиск воздуха вокруг нас, игры с султанчиками, вертушками, веерами, надувание воздушных шариков, мыльных пузырей, чтение стихотворения А. Пушкина ««Ветер, ветер! Ты могуч.», разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок», п/и «Раздувайся пузырь».
Ход деятельности : Дети играют в игры по интересам в уголках, воспитатель привлекает внимание детей на стук в дверь.
Воспитатель:
- Ой, ребята, кто – то стучит в дверь, пойду посмотрю кто к нам пришел?
- Здравствуйте, проходите!
- Ребята посмотрите кто к нам в гости пришел?
- Вы знаете кто это? (медвежонок Умка)- «говорит» на ушко воспитателю-
- Он играл с ветерком около нашего детского сада. Только ветерок куда то спрятался и он не может его найти. От этого Умка загрустил. Он просит у нас помощи. Вы хотите помочь Умке? Вы сможете? А чем мы можем ему помочь (ответы детей)
Воспитатель: Что такое ветер? (Это движение воздуха). Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Какие произведения про ветер мы читали? О чем они? (Опереться на стихотворения А. Пушкина ««Ветер, ветер! Ты могуч.» и Г. Лагздынь) «Ветерок» для ответа на этот вопрос. Вспомнить, как авторы описывали ветер в своих произведениях). Какой бывает ветер? Почему он дует? Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа вокруг – всем нужен воздух, чтобы дышать. Кому ещё нужен он, кроме людей? (зверям, птицам, растениям).
Интерактивная технология «Хоровод» (дети стоят в кругу) : «Где же можно ветер встретить?» (Дети отвечают по очереди, стараясь, не повторяться - на улице - деревья качает, ветки качает, гонит облака по небу, листья летают- листопад, снег поднимает, метель и пр.).
Воспитатель: А мы его видим? (Нет). Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, получается ветерок – невидимка? Но мы его чувствуем. Давайте, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спросить каждого ребенка).
- Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок? Как? (ответы детей). Воспитатель предлагает детям пройти за столы и «поискать» ветерок, помочь Умке.
Пальчиковая гимнастика перед проведением опытов :
«Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал : (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (спокойно укладывают ладони на стол).
1.«Опыт с ватой»
Спросить детей: Как используя вату определить есть ли ветер? (предположения детей). Давайте проверим ваши гипотезы: Чтобы нам увидеть если ветер, нужно положить вату на стол, сделать губы трубочкой и подуть на вату. Прсмотрите, как я дую (дую, вата улетает). Спросить, что происходит? Почему? А теперь сами попробуйте сдуть вату. Почему вата двигается? Что привело ее в движение?
Вывод: Ветер-это движение воздуха. Он может двигать (передвигать) предметы. Воздух есть внутри нас.
2. «Опыт с веером»
- Посмотрите, что еще лежит на столах? Обратить внимание на веер. Это что? (Веер). А для чего он нужен? Возьмите и попробуйте помахать веером и почувствуйте прохладу. Нравится?
-А теперь помашите на нашего гостя, чтобы он тоже почувствовал прохладу.
-Мы ветерок видим? (ответы детей)
-А чувствуем? (ответы детей)
Вывод: Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
3. Опыт «Холодный, горячий воздух»
- Воздух может быть горячим и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
-А теперь сделайте губы трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
Вывод: Ветер может быть холодным и горячим (теплым).
4. Опыт с вертушкой.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вертушку можно заставить крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем. Почему крутится вертушка? Что ее приводит в движение?
Вывод: Ветер-это движение воздуха. Он может вращать предметы
А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
5. Опыт с полиэтиленовыми пакетами.
Воспитатель предлагает взять на столах полиэтиленовые пакеты. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет. Получилось? Как мы наполнили пакет воздухом? Что еще наполняется воздухом? Что мы можем еще надуть? (Спасательный круг, нарукавники, матрац, шина для велосипеда.) Значит воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (Да.) Значит, воздух какой? – Прозрачный.
Вывод: Воздухом можно наполнить пакет. Воздух можно поймать. Воздух прзрачный, не имеет формы.
Физкультминутка: (Взялись за руки и сделали круг)
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой.
Воспитатель спрашивает у Умки: Теперь ты знаешь, что такое ветер и где его можно встретить?
Умка шепчет на ушко воспитателю: Теперь я знаю, что ветер вокруг нас, его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.
Рефлексия.
Кто сегодня приходил к нам в гости?
О чем он нас просил? С какой просьбой к нам обратился?
Как мы играли с ветерком? (Дули на ладошку холодным и горячим воздухом, махали веером, ловили воздух полиэтиленовыми пакетами)
Воздух можно чувствовать? Что для этого мы делали? (дули). Воздух какой? (не имеет формы, прозрачный). Где можно встретить воздух? С кем можно поделиться информацией, кому рассказать о том, что узнали на занятии? А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)
Воспитатель: Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками и весёлыми мешочками и воздушными шариками.