Елена Алексеевна Шапарева
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе с элементами интеграции «В гости к хозяйке луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Недавно в нашем ДОУ прошла методическая неделя под названием "Педагогический марафон" .В ходе данного мероприятия воспитателями групп был проведен мастер-класс по разным образовательным направлениям. В средней группе была показана организованная образовательная деятельность по познавательному развитию. Цель занятия :помочь детям расширить знания о насекомых. На занятии дети познакомились со средой обитания насекомых,чем они питаются,что с ними происходит в холодное время года;почему маленьких животных называют насекомыми. Чтобы побывать в мире насекомых Фея луга с помощью "волшебных" заклинаний "превратила"детей в насекомых. Ребята помогли посчитать фее всех её маленьких жителей в волшебной стране. Дети отгадывали загадки,слушали звуки насекомых,рассматривали их маскировку в траве и на деревьях. На занятии дети узнали много нового и интересного материала. После занятия мелкие игрушки "Насекомые" стали более востребованы детьми в самостоятельной свободной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в средней группе с элементами интеграции „В гости к хозяйке луга“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Задачи:
1. Познавательное развитие: расширять знания и представления детей об особенностях насекомых.
2. Познавательное развитие (ФЭМП) : развивать умение ориентироваться в пространстве, соотносить число с количеством.
3. Познавательно-речевое развитие: развивать связную речь, логическое мышление, учить отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный состав детей, формировать у детей умение слушать и отгадывать загадки. Развивать память, внимание.
4. Художественно-эстетическое развитие: формировать умение слушать музыку, развивать творческие способности.
Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа, художественное слово, игровые действия.
Оборудование: Макет поляны на столе, ободки с изображением насекомых, игрушки
«насекомые»,иллюстрации насекомых ;баночки от киндер-сюрпризов с загадками, магнитный мольберт, большие и маленькие цифры аудиозапись «Звуки природы», «Пение птиц»; волшебная палочка; ноутбук; лупы.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
1. Организационный момент (звучит запись «Звуки луга» .Входит воспитатель с корзиной в руках,внутри находятся баночки от киндер-сюрпризов с наклеенными на них цифрами. В баночках – загадки о насекомых)
Здравствуйте, дети! Я фея луга рада вас приветствовать в моём царстве. Давайте остановимся на полянке, где много цветов и ласково поют птицы. Назовите цветы, которые вам известны (колокольчики, ромашки, васильки, мать-и-мачеха) ,но мне кажется здесь кого-то не хватает (осматриваюсь по сторонам)
- Как, вы думаете, кого они привлекают? (насекомых)
2. Отгадывание загадок.
- Угадайте, о каких насекомых я буду говорить (дети по очереди достают баночки из корзины и воспитатель зачитывает загадку)
(Отгадывая загадку, ребенок выходит и прикрепляет нужное насекомое на мольберт под соответствующую номеру цифру)
1. У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза
Называем ее (стрекоза)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук)
3. Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
4. Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
5. Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка)
- Воспитатель: -Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием. Наша полянка стала еще красивее и ярче.
3. Ребята, а вы хотите превратиться в насекомых? (Ответы детей) Тогда закрывайте глаза и повторяйте волшебные заклинания. («вот я, вот я превращаюсь в муравья»; «- зу- зу -зу, зу- зу- зу превращаюсь в стрекозу»; «-ёлка- -ёлка, -ёлка - я теперь пчёлка»; «-очка,-очка,-очка – я теперь бабочка»; «-чик,-чик,-чик –я- зелёный кузнечик»; «-овка,-овка,-овка – я божья коровка» Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в насекомых. Вы будете летать, прыгать и издавать разные звуки, характерные этим насекомым - «з-з-з», «ж-ж-ж» (одеваю на детей маски)
4. Игра «Посчитай сколько»
Воспитатель: У нас есть сказочные цветы на полянке с цифрами. Ребята, помогите, пожалуйста, посчитать насекомых на лугу. Вот цифры (дети считают 1,2,3,4,5). Вы должны найти на полянке насекомых и поместить их на цифру соответствующую их количеству. Будьте внимательны!
(Дети разбегаются по полянке и собирают насекомых, затем выкладывают их на больших цифрах. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка – каких насекомых и сколько он нашёл,на какую цифру поместил)
Воспитатель: Ребята, вам нравятся чудеса? (Ответы детей)
5. Беседа о насекомых (просмотр презентации «Насекомые»)
Воспитатель:Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка.
У нас остались еще насекомые, посмотрите на них внимательно, у каждого насекомого есть усики, три пары ног.
- Как вы думаете, где живут они? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи)
- Как насекомые спасаются от зимних холодов? (они прячутся в коре деревьев, в куче сухих листьев, всю зиму они спят)
- Ребята, пчелки с бабочками не только собирают нектар, но и опыляют растения. Опылится цветок и у него появляются семена. А как вы считаете, где живут пчелы, осы, шмели? (они строят свои гнезда в дупле дерева)
- А что вы можете рассказать о муравьях? (они великие и неутомимые труженики, целый день они добывают корм и таскают веточки. Это самое сильное насекомое – они могут переносить тяжести в десять раз больше своего веса)
Воспитатель: Чем насекомые отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
( Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
( Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Воспитатель: Итак, на какие группы мы их можем разделить
( Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Воспитатель: Назовите полезных насекомых?
( Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
( Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными ( Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)
Мухи, оказывается, очень вредные насекомые. Как вы думаете, почему? Они летают по свалкам и переносят на своих лапках микробы и бактерии.
- Кто питается мухами? (лягушки, жабы, пауки)
Физкульминутка «Гусеница»
Воспитатель: Дети давайте вспомним и расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму (ладошки поменять)
Но,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня- сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев).
А теперь давайте послушаем как разговаривают насекомые? (прослушивание записи «Звуки насекомых») Дети подходят к столу,где находится ноутбук.
Воспитатель : Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. (Подходим к макету лесной полянки. Раздаю детям лупы)
Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
Воспитатель: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей (она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест).
Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых (они живые)
Воспитатель: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!