Ольга Макаева
«Хлеб — всему голова». Конспект ОС по окружающему миру с элементами кубановедения в компенсирующей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб – всему голова».
Цель:
• Закрепление ранее полученных знаний, которые дети получили в процессе предыдущего года обучения о диких животных.
Программное содержание:
• Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
• Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
• Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.
• Развивать мыслительные операции, зрительного и слухового восприятия, мелкую моторику.
• Учить детей давать полные ответы на вопросы.
Публикация «„Хлеб — всему голова“, Конспект ОС по окружающему миру с элементами кубановедения в компенсирующей группе» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь
• Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник, пекарь, хлебозавод, элеватор, ток, соха, плуг, пшеница, рожь, кукуруза, овес, жито, житница, ароматный, аппетитный, черствый.
Оборудование: ноутбук, слайд-презентация, музыкальное сопровождение «Гимн Кубани», стихотворение кубанского поэта Нины Агошковой «Хлеб всему голова», лупы, зерна пшеницы.
Методы и приемы:
• наглядный – показ презентации
• словесный – художественное слово, беседа, вопрос-ответ
• игровой – дидактические игры и упражнения
• практический – экспериментальная деятельность
Использованные технологии:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Ход занятия:
1. Слушание отрывка гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь,
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Воспитатель: Так пели наши предки, кубанские казаки, их деды и прадеды. Так называют нашу благодатную землю – Кубань.
По легендам Северная Америка – родина подсолнечника и кукурузы, Азия – чечевицы и пшеницы, Китай – риса. Все эти растения есть и в России, а в особенности в таком хлебном крае как Кубань. Это значит, что на Кубани выращивают все зерновые культуры, которые можно смолоть в муку и испечь из нее хлеб. Это пшеница, рожь, ячмень, кукуруза… Еще на Кубани выращивают рис. Овес, гречиху, из которых готовят вкусные каши.
Кубань – житница России. Как вы думаете, что означают эти слова? В старину житницами называли помещения для хранения зерна. Жито – название немолотой ржи или пшеницы – «хлеба в зерне», и происходит от слова «жить». Это говорит о том, что хлеб человеку жизненно необходим.
Послушайте стихотворение кубанского поэта Нины Агошковой «Хлеб всему голова». (Воспитатель зачитывает стихотворение).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос)
СЛАЙД № 2
Воспитатель: Правильно отгадали, это колос. Посмотрите, какой он красивый, словно позолоченный. Из чего он состоит? Верно, из зерен. (Раздать каждому ребенку по зернышку пшеницы и лупы для рассматривания зерен).
Ярко светит солнышко, в поле зреют зернышки.
В каждом зернышке пшеницы сила солнышка хранится.
Воспитатель: Скажите. А как называют людей, которые выращивают хлеб? Правильно, хлеборобами. А как вы думаете, ребята, легко ли растить хлеб? Давайте проследим, какой путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
СЛАЙД № 3
Воспитатель: Чтобы посеять зерно в землю, что нужно сделать? ( Ответы: вспахать, разровнять, взрыхлить, удобрить). Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами? (Ответы). Правильно, тракторист.
В поле трактор, в поле плуг,
Все распахано вокруг.
Воспитатель: Сейчас мы с вами говорили, как готовят почву к посеву, а когда сеют пшеницу? (Ответы). Засевать могут и весной и осенью. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной – яровой.
Воспитатель: Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает зерно.
СЛАЙЫ № 4-5
Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.
Нынче сеялка – машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.
- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!
К свету, к солнцу из земли ты, росток скорей пошли.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай? ( Ответы: поле станет желтым, колосья сухими). Верно.
СЛАЙД № 6
Воспитатель: Когда урожай созреет, в поля выйдут другие машины. Скажите, как они называются? (Ответы). Сейчас я вам покажу картины об уборке урожая. Сравните их и расскажите, как раньше убирали урожай и как это делают сейчас. (Дети рассказывают об увиденном).
СЛАЙД № 7
Физминутка. «Золотая рожь».
Ветерок спросил пролетая: Бегут по кругу на носочках,
руки на поясе;
- Отчего ты рожь золотая? меняют направление бега
А в ответ колоски шелестят: Останавливаются, руки вверх,
наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.
Воспитатель: Дети, а что надо сделать с зерном, когда его обмолотят? (Ответы).
СЛАЙД № 8
Отвезут на ток зерно,
Там просушится оно.
В закромах пусть отлежится
Первоклассная пшеница.
Воспитатель: Ребята, а где хранится зерно? (Ответы). Правильно. Зерно хранят на элеваторе. А кто же смелет нам зерно? (Ответы).
СЛАЙД № 9
Мельник смелет пусть зерно
Станет все мукой оно.
Воспитатель: А чтобы из муки получились хлебобулочные изделия, какого мастера пригласим? (Ответы).
Хлебопек пускай в печи
Выпекает калачи.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие продукты получают из зерна? ( Ответы: муку, крупы, крахмал, отруби). А что можно приготовить из муки? (Ответы).
СЛАЙД № 10
Воспитатель: Ребята, скажите, люди каких профессий трудились, чтобы на столе у нас был вкусный, свежий хлеб? (Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, хлебопеки). Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы). Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба, что нужно с ним сделать? ( Ответы: брать сколько съешь, отдать кошке, собаке, птицам, посушить сухарики).
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Бесконечное предложение». Я скажу слово «хлеб», а вы ответите, какой он, передавая друг другу игрушку «Колобок». Хлеб : «душистый, ароматный, мягкий, теплый, вкусный, полезный, свежий. Хрустящий, белый, ржаной, отрубяной и т. д.».
Воспитатель: Я для вас приготовила еще одну интересную игру «Собери хлебобулочное изделие» (кто быстрее соберет хлебобулочное изделие и назовет его).