Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
на 15.10. 2018 Тема:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на 15.10.2018
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна
Цель: формирование образовательной среды для развития представления
детей об окружающей природной среде осенью.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания.
Установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью.
Развивать наблюдательность и познавательную активность, стремление изучать родную природу.
Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать и охранять её.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Развивать речевое творчество, стремление к самостоятельному экспериментированию.
Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
Проявление инициативы и самостоятельности в играх, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
Проявление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Появление понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанные на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Использование монологической и диалогической речи для выражения своих мыслей, эмоций, отношения к природе.
Желание получать большую информацию из книг по данной теме.
Проявление умения в творческом самовыражении.
Материалы к занятию : иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; репродукции картин; музыка для физкультминуток – «Перелётные птицы» и «Листопад».
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам необычное письмо из леса.
Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)
- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
2. Затруднение в игровой ситуации
- Есть ранняя осень, есть поздняя. Как по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?
Можно провести аналогию с понятиями «раннее утро» и «поздний вечер».
- Что бывает ранней осенью?
- Чем отличается поздняя осень?
- Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, ноябрь, декабрь.
Сентябрь
Его в народе называют хмурень.
- Как вы думаете, почему?
За ветры прозвали сентябрь ревуном.
- Почему?
А ещё зовут его златоцветом, листопадником.
- За что, как вы думаете?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.
- Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном? Почему? Объясните.
- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.
Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.
- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)
3. Физкутминутка «Перелётные птицы»
Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т. д., а дети «летают», если птицы перелётные, и присаживаются, когда птицы неперелётные.
Октябрь
Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
- Как вы думаете, почему?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.
- Назвами бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником?
- Почему? Объясните.
- Почему это время года ещё называют золотая осень?
4. Задание «Заполните календарь природы…»
- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.
Физкутминутка «Листопад»
Дети под музыку изображают падающие листочки.
Ноябрь
До ноября ещё далеко.
- Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?
Давайте попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.
Ноябрь называют полузимником.
- Почему?
В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».
- Как вы полагаете, почему?
Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.
В это время от нас улетают водоплавающие птицы.
- Какие? (Утки, гуси, лебеди)
- Почему они улетают?
Но и к нам летят птицы.
- Кто знает, какие? (снегири, синицы)
В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.
Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
5. Задание «С какой ветки «детки»…»
- Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.
6. Задание «Что перепутал художник…»
- Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.
7. Подведение итога занятия.
О чем мы сегодня говорили?
Сколько осенних месяцев вы знаете?
Назовите их.
Ответы детей.