Алёна Соловьева
Конспект занятия по окружающему миру «Птицы — наши друзья» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы - наши друзья»
Цель: активизировать знания детей о птицах, вспомнить названия перелетных птиц, и их особенности жизнедеятельности в природе, развивать наблюдательность, вспомнить строение и отличительные особенности птиц и отразить их в лепке; формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд; закреплять знания детей о способах оказания помощи в трудный для птиц период; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять птиц и помогать им, формировать гуманное отношение к птицам.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Птицы — наши друзья“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: макет скворечника; предметные картинки с изображением перелетных птиц; разрезные картинки; аудиозаписи с пением птиц; клеенки, доски, разноцветный пластилин, стека.
Основная часть.
Воспитатель: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься, будем очень мы стараться!
Воспитатель: Ребята, сегодня ко мне пришел паучок и поделился своим сном, послушайте:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Дети: Это птица.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о перелетных птицах.
Беседа «Перелетные птицы»
Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
В какое время года они улетают? (осенью)
В какое время года они возвращаются к нам? (весной)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птицы.
Дети: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.
Воспитатель: Как называется детёныш птицы?
Дети: Детёныш птицы называется птенец.
Воспитатель: Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь
А зовётся птица (грач).
Время прилёта – март. Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна. (Прослушивается аудиозапись голоса грача)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Время прилёта - конец марта. Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.
Скворцы хорошо поют. (Прослушивается аудиозапись пения скворца) А еще умеют подражать голосам других птиц и скрежету машин или визгу тормозов.
Воспитатель: Как вы думаете, как скворечник укрепить на дере-ве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)
Слушайте следующую загадку:
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт,
Вошли в стихотворение.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Это Жаворонок)
Время прилёта – начало апреля. Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют. Гнездо жаворонок маскирует очень тщательно, его трудно обнаружить. (Прослушивается аудиозапись пения жаворонка).
Длинноногий, длинноносый.
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Возвращаются аисты с юга рано - в марте, поэтому иногда страдают от холодов. В народе говорят, что аисты приносят мир и счастье.
Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это –. (ласточка) – касатка
Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май. Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч.
С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий -
У изящной. (трясогузки).
Весной трясогузки возвращаются на родину одними из первых. Дорогу домой птицы находят безошибочно и, как правило, успевают к начавшемуся ледоходу. Иногда можно наблюдать такую картину — плывут льдины по реке, а по ним бегают грациозные птицы.
Эта птичка — беловато-серого окраса. Сверху у неё, как будто накинут серый плащ, а вот брюшко — белое. У взрослой птицы на голове – чёрная шапочка. Куда же без неё! И ещё непременный атрибут – чёрный фартук-нагрудничек.
Когда трясогузка бежит (например, по берегу реки, она никогда не забывает размахивать длинным бело-чёрным хвостом, неустанно так: вверх-вниз. За то и прозвали её – трясогузка. Её грации и быстроте бега можно позавидовать.
Белая трясогузка строит гнездо на земле и старается делать это в каком-либо укрытии. Трясогузка – насекомоядная птица, корм часто ищет у воды. Для поиска корма может зайти в мелкую воду, чтобы полакомиться водными насекомыми.
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка?. (Соловей)
Соловьи прилетают в начале мая. Соловей - птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Поет только соловей – самец. (Прослушивание аудиозаписи пения соловья) Самцы устраивают маленькое гнездышко из сухой листвы, мха, тоненьких веточек на земле, где-нибудь под кустом.
(Звучит аудиозапись голоса кукушки, дети узнают птицу по пению) - Ку-кушка
Кукушка – птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд. На земле известны 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда.
Воспитатель: А кто же ещё возвращается к нам из тёплых краёв?
Дети: Реки, озера, пруды дают пристанище водоплавающим птицам. В начале апреля возвращаются к нам околоводные и водные птицы. Гнезда они строят из сухих стеблей камыша и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Это журавли, утки, чайки, лебеди.
Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской):
Мы построили скворечник –
Дом веселого скворца
Мы повесили скворечник
возле самого крыльца,
Все семейство вчетвером
проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки
черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
целый день птенцы кричат:
«Мы хотим добавку -
муху и козявку!»
Дети стучат кулачками по ладошке, то правой, то левой рукой.
Рассказ: «Правила друзей природы»
1. Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не бери в руки яйца или птенцов, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве
3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
Воспитатель: Какие заботы бывают у птиц весной? (Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов, выводят потомство, уничтожают вредных насекомых.)
Воспитатель: Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.
Пусть живут в лесах, в садах
И поют нам птицы.
Ведь они для нас друзья
Соловьи, грачи, синицы.
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Воспитатель: – Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
– У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы под-нимаете птичку.
– А если нет, то птичку не поднимаете.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.
Воспитатель: Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помо-гать им, не ломать гнезда, не обижать)
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Домик»
Соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком».
Упражнение «Крыльцо»
Ладонь правой руки положить на кулак левой. Показывают четыре пальца на обеих руках. Загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Упражнение «Птички»
Сцепить большие пальцы рук ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы. Левой рукой изображают открытый клюв, правой — закрытый; имитируют движения – кормит, затем меняют руки. Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося закрывающегося клюва.
Заключительная часть занятия: «Лепка».
Давайте вспомним названия перелетных птиц и их отличительные осо-бенности строения и форы тела, клюва, особенности окраса и гнездования, чем питаются:
«Грач» – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях целыми колониями. Грач – перелетная птица.»
«Скворец» – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, под крышами домов или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Жаворонок» – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная полевая ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
«Аист» – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Ласточка» – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят шарообразные гнезда из глины, собственной слюны и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
«Зяблик» - Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. За это и получила своё название. Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней. Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. (прослушивание аудиозаписи пения зяблика) Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные. Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым».
Воспитатель предлагает детям слепить любую из перелетных птиц.
Методика: определить относительную величину птиц, форму, величину частей туловища, головы, хвоста. Вспомнить способы и последовательность лепки, задавая вопросы детям. По окончании работы, дети убирают свое рабочее место, слепленные птицы выставляются на подставку для демонстрации. Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку, обсуждают кто какую птицу слепил и какие они получились. Воспитатель поощряет каждого ребенка за отличное выполнение задания.
Домашнее задание: изготовить вместе с родителями кормушку или скворечник для птиц.
Последующая работа на прогулке: «Наблюдение за птицами на участке».
Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивать наблюдательность, память, воспитывать эмоциональное положительное отношение к птицам.
Дети вместе с воспитателем наблюдают за поведением птиц на участке детского сада. Слушают пение птиц. Пополняют кормушки зерном, семечками, хлебом, салом.
Играют в дидактическую игру «Не сорока, не ворона»
Цель: Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить узнавать разных птиц на картинках. Развивать коммуникативные навыки.
Дети делятся на две команды. Воспитатель показывает детям карточки с изображением птиц. Например, для первой команды – снегирь, аист, воробей, чайка, зяблик, сорока; для второй – голубь, дятел, сова, кукушка, синица, глухарь, ворона. Каждая команда выбирает ведущего, который подходит к любому игроку команды соперника, показывает ему первую картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка!» Ответ игрока должен быть полным: «Не сорока, не ворона, а снегирь!» Нужно не только правильно назвать птицу, но и правильно показать особенности ее поведения в природе с помощью пантомимы, тогда команда зарабатывает очко. Ведущие обращаются поочередно, то к одной, то к другой команде, показывая картинки разным игрокам.
Закрепление: «Рисование» Воспитатель предлагает детям нарисовать любую перелетную птицу, используя любые художественные принадлежности.