Ириша Артемова
План –конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей от 5–6 лет «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представление детей о живой природе;
Задачи: Продолжить раскрывать некоторые факторы воздействия неживой природы на живые организмы; показать как зависит мир живой природы от воды.
Этап занятий Задачи этапа Мотив деятельности детей Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми Оборудование
Публикация «План –конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей от 5–6 лет „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1 Организационный момент Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности. Познавательная, желание отгадать загадку и узнать о чем будем говорить. В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
В: Итак, поговорим мы сегодня о воде. Вспомним, что знаем о ней, узнаем новое. Будем рассуждать, играть
2 Беседа
Познакомить со значением воды для живой природы. Сотрудничество, узнать, как животные, растения приспособились к недостатку воды. Воды на Земле много. Это хорошо видно, если посмотреть на глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А сколько воды течет под землей! Но вода на Земле представлена в разном виде, разного качества. Так, например, вода бывает соленой и пресной. Где можно встретить соленую воду? (Моря, океаны.) А людям можно употреблять такую воду? А где пресную? (Реки, родники, ключи и пр.) Все, что мы сейчас перечисляли, - это жидкое состояние воды. А какие еще состояния воды вы знаете? (Лед, снег, пар и пр.) Огромное количество воды (причем пресной) хранится на Земле в виде ледников.
Есть ли жизнь в воде? Конечно, есть. Огромное количество растений и животных приспособились к жизни в воде, так например многие обитатели пустынь: антилопы, суслики, песчанки, тушканчики, черепахи – вообще никогда не пьют или могут подолгу обходиться без воды. Воду им заменяют зеленые растения. Весной или после дождя пустыня на короткий срок оживает, все зеленеет и цветет. А когда под палящими лучами солнца пожелтеют, поникнут травы, животные выкапывают из песка луковички тюльпанов и других растений. В защищенных от солнца кожистыми чешуйками луковичках много влаги. Хищники тоже не бедствуют, они получают воду, поедая травоядных животных. И все же обеспечить себя водой не легко; не удивительно, что большинство обитателей пустынь обзавелись собственной фабрикой для изготовления воды и складами необходимого для ее производства сырья. Одногорбый верблюд может оставаться без воды в десять раз дольше, чем человек. Одно из специфических приспособлений верблюда для жизни в пустыне — горбы, представляющие собой жировые отложения. На самом деле верблюды просто очень хорошо переносят обезвоживание. Верблюды способны выживать без воды до двух недель, а без пищи до месяца. А если ему удаётся найти какой-нибудь относительно сочный растительный корм, то организм верблюда может обойтись без воды несколько недель, а если становится невыносимо жарко, то многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, которая может продолжаться несколько месяцев.
Конечно, живой мир в таких местах малочислен. Можно часами идти по песчаной пустыне и не встретить ни одного животного, ни одного растения. Однако это не означает, что в пустынях нет жизни. Просто растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. И, прежде всего к очень ограниченному количеству воды.
- Глобус
Картинки животных, растений.
Физминутка Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий
Игровая, выполнить правильно движения К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
Продолжение беседы о воде.
Итог
Закрепить знания о значении воды для всего живого.
Подвести детей к обобщению материала.
Сотрудничество, правильно ответить на вопросы.
.
Познавательная, высказать свое мнение.
Прежде всего, вода является частью питания. Что произойдет с растением, если его не поливать? (Растение погибнет.) То же самое может произойти с любым живым созданием (и с животными, и даже с человеком). Очень хорошо приспособились растения (длинный корень, запасы воды в стеблях и листьях у кактусов и молочаев, отсутствие листьев у саксаула). Чтобы преодолеть продолжительную летнюю засуху, растения в пустыне сбрасывают листья с наступлением жары. Это явление очень распространено в засушливом климате. Своеобразно справляются с засухой мясистые и сочные растения пустыни (их называют суккулентами). У них утолщены стебли или листья. Оснащенные особой водоносной тканью, растения запасают воду в надземной части. Вот, как животные и растения приспособились к засухе. Скажите, в морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели. А какая это пресная вода? Дети: -Пресная вода – это вода без солей. -А где можно брать такую воду? - В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев. Воспитатель:- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая. Вот как вода нужна всему живому. А теперь я предлагаю вам послушать стих. Если сильный- сильный жар из водички будет ….(пар) - Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу) -Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд) -Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает) -Лёд растает и тогда будет из него….(вода) - Так происходит в природе : солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх, получаются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе. Давайте посмотрим презентацию «Круговорот воды в природе».
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода!
-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?
Дети:
Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.
Воспитатель:
-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.
-Мы запомним навсегда:
Символ жизни на земле – вода. Экономь её и береги! Мы ведь на планете не одни!
презентация «Круговорот воды в природе».