Ольга Дутикова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Движение воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Тема «Движение воздуха»
Воспитатель: ЧДОУ "Детский сад Колибри"
Дутикова Ольга Анатольевна
Цель: освоение детьми причинно-следственных связей явлений неживой природы.
Задачи:
— расширить представления детей о свойствах воздуха, научить наблюдать, устанавливать причины и следствия явлений;
— развивать познавательную активность, интерес к опытам в неживой природе;
— развивать умения взаимодействовать со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Движение воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал: рассказ «Невидимка» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука
природы»; воздушный шарик, бумажные вертушки, насаженные на острие карандашей (для каждого ребенка, бумажные планеры, картинки-иллюстрации с изображениями костра, дыма из трубы, парусника, ветряной мельницы.
Предварительная работа: изготовление детьми бумажных вертушек, чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки» (глава о подготовке воздушного шара и путешествия на нем).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Для привлечения внимания детей воспитатель приносит в группу бумажную вертушку.
Воспитатель. Послушайте отрывок рассказа «Невидимка». (Воспитатель читает фрагмент рассказа.)
Воспитатель. От чего бывает ветер? (Предположения детей.) Как вы думаете, есть ли Невидимка-ветер у нас в группе? Давайте проверим!
(Педагог раздает детям бумажные вертушки.) Почему наши вертушки не вертятся? (Предположения детей. Воспитатель располагает вертушку над батареей (или нагревательным прибором). Дети наблюдают за ее движением.)
Воспитатель. Теперь вы поэкспериментируйте — поднесите свои вертушки к батарее. Почему вертятся вертушки? Что приводит их в движение? Воздух движется и вертушка вертится. А если опустить их к полу, под батарею? Попробуйте. Почему не вертятся
(Высказывания детей, предположения.)
Воспитатель. Вверху теплый воздух, он движется вверх и приводит в движение вертушки, а вниз теплый воздух не идет — вертушки не движутся.
Теплый воздух движется. Где можно увидеть движение воздуха? Посмотрите на эти карточки.
(Воспитатель предлагает выбрать из карточек, разложенных на столе, карточки с изображением движения воздуха: дым от костра, дым от трубы. Рассмотреть их, обсудить.)
Воспитатель. Когда воздух прогревается огнем или солнцем, он поднимается вверх, а на его место устремляется холодной воздух, образуются воздушные потоки — ветер. Как вы думаете, отчего бывает сквозняк? (Предположения детей.) Если я открою дверь и окно — это тоже будет движение воздуха — ветер.
Воспитатель. Где люди могут использовать силу ветра? (Предположения детей. Воспитатель показывает карточки-иллюстрации с изображением парусника, ветряной мельницы, воздушного шара. Дети рассматривают, обсуждают.)
Воспитатель. Давайте вспомним
путешествие Незнайки и его друзей на воздушном шаре. Как они готовили шар к полету? Как долго шар может лететь? Как можно посадить шар на землю? Что будет, если воздух в шаре будет остывать? (Высказывания детей. Педагог поддерживает обсуждение, предлагает выслушивать предположения друг друга.)
Воспитатель. Если ветер сильный, то шар будет. Что будет с шаром? Если ветра нет, то шар. Что с ним будет? (Дети формулируют связь между причиной и следствием.)
Воспитатель. Давайте сделаем бумажные планеры, чтобы поэкспериментировать с ними на прогулке и проверить, как они будут летать. (Дети выполняют задание. На прогулке сравнивают, как летают планеры при ветре и в безветренную погоду.) Планер летит высоко и быстро, потому что.
Самостоятельная работа: узнать, как делают воздушного змея, принести в группу, запустить на прогулке, понаблюдать за силой ветра.