Николаева Ольга
«Безопасное поведение на железной дороге». Конспект беседы в рамках проекта в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение: Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране в настоящее время стоит очень остро. Железная дорога для всех, а для детей особенно - зона повышенной опасности. Российские железные дороги создают максимально безопасные условия на объектах пассажирского комплекса. Для этих целей сооружаются путепроводы, пешеходные мосты, тоннели, устанавливается предупреждающая сигнализация, ограждаются места массового нахождения граждан вблизи железнодорожного полотна. Однако из-за неоправданной спешки или беспечности взрослых и детей, нежелания пользоваться переходными мостами, тоннелями и пешеходными переходами, а порой просто из-за озорства, хулиганства на железнодорожных путях и прилегающей к ним территории, травмируются и гибнут люди.
Тип проекта: социально-личностный, краткосрочный.
Срок проекта: с 03.09.2022 г. по 27.09.2022г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проблема:В целях профилактики транспортных происшествий в зоне движения поездов в нашем детском саду были проведены мероприятия, направленные на предупреждение детского травматизма на железной дороге.
Актуальность: Уважаемые родители! Помните! Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности! Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей! Не оставляйте детей без присмотра на вокзалах, станциях, пассажирских платформах, вблизи железнодорожных путей. Держите их за руку или на руках. Игры и невнимательность на объекте повышенной опасности – одна из главных причин травмирования детей.
Цель проекта:
создать условия для формирования и закрепления знаний детей о
правилах поведения на железной дороге и железнодорожном транспорте.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил безопасного
поведения на железной дороге.
•Познакомить детей с правилами безопасного поведения на железной дороге.
•Прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативнопоисковую деятельность.
•Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и образа жизни среди детей,
родителей, общественности.
• Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО.
Развивающие:
• Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность
на дороге;
•стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
•Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе
работы над проектом;
•развивать монологическую речь в декламации стихотворений;
•развивать связную речь;
Воспитательные:
• воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
• воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Программное содержание:
формирование культуры безопасного поведения на железной дороге и железнодорожном транспорте у детей.
сформировать у детей представление о железной дороге и железнодорожном транспорте.
Ход беседы:
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить том, как себя вести на железной дороге. Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения, но и является зоной енной опасности. Многие из вас ездили на поезде или электричке на море, к бабушке или в гости в другой город. Как вы думаете, могут ли какие опасности поджидать человека во время ожидания поезда, либо непосредственно в самом поезде? (ответы детей).
Да, конечно, опасность на железной дороге может быть повсюду, поэтому каждому из нас необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях.
Итак, мы с вами ребята приходим на вокзал.
Давайте подумаем, какие могут быть требования безопасности при ожидании поезда?
Вопросы: можно ли устраивать подвижные игры на перроне? Можно ли подходить к краю платформы? Можно ли бежать к подъезжающему поезду?
Сформулируем правила безопасности при ожидании поезда:
-не отходить далеко от взрослых;
-не устраивать подвижных игр;
- не бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда;
-не пересекать ограждающую белую линию. Сели в поезд, вспомним правила поведения в поезде:
- не кричать; - не бегать по вагону; - не сорить; - не мешать соседям по вагону; - не высовываться из окон; - не бросать мусор в окна; - при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки сидений; - без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.
Ребята, а чем можно заняться во время движения поезда? Да, можно почитать, поиграть в спокойные игры, понаблюдать в окно, как проносятся леса, реки, поля.
Итак, мы приехали, вышли из поезда.
Как вы думаете, а где можно переходить железнодорожные пути?
На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую, нужно воспользоваться подземным переходом, тоннелем, либо настилом для пешеходов. В любом случае необходимо быть предельно внимательным и осторожным!
Правильно, а еще на своем пути поезд встречает автомобильные дороги. Это место пересечения автомобильной дороги и железнодорожных путей называется железнодорожным переездом. А переезды оборудуются шлагбаумами.
При пересечении железнодорожного переезда нужно остановиться, внимательно посмотреть на сигналы и убедиться, что не видно приближающегося поезда и только потом продолжать движение; если сигналы показывают приближение поезда, необходимо остановиться и подождать, пока поезд не уйдет.
Давайте с вами сейчас рассмотрим несколько ситуаций. Вы слушайте, а потом ответите мне на вопрос, правильно ли действовали персонажи и как бы вы поступили?
СИТУАЦИЯ №1 Игорь со Светой шли из школы. Они торопились и хотели быстрее дойти до дома. Игорь предложил: «Пойдем по рельсам, так быстрее!» Посмотрели – поезда нет, и спокойно пошли, а чтобы не скучно было идти одели наушники, включили музыку громко
СИТУАЦИЯ №2 Мария Ивановна торопилась в кассу, купить билет на электричку. Но в это время прибыл поезд и перекрыл переход через пути. «Эх, - подумала Мария Ивановна, - сейчас быстренько под вагоном перелезу!» И полезла под вагон…
СИТУАЦИЯ №3 Наташа поехала к бабушке на велосипеде. Ее путь лежал через железнодорожные пути. Поезда не было видно. Она увидела красивые цветы и решила нарвать их в подарок бабушке. Наташа оставила велосипед на железнодорожных путях
- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем.
Поиграем в игру «Поезд».
Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)
Мы сидим, мы сидим, И в окошечки глядим (повороты головы вправо, влево)
Весело глядим. Едет, едет паровоз -(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух! Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух! А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так (хлопают ладонями по коленям).
Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям)
Громко подаём гудок:(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)
Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Подъезжает паровоз (поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)
Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Ребятишек он привёз!
Молодцы ребята, вы хорошо запомнили все правила поведения на железной дороге!
• просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы»: «Железнодорожный транспорт», «Азбука дорожной безопасности» (все возрастные группы);
• беседы «Для чего нужен шлагбаум?», «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте и железной дороге» (все возрастные группы);
• дидактическая игра «Кто работает на железнодорожном транспорте?», сюжетно-ролевые игры «Играем в железную дорогу», «Мы едем в гости на поезде», «Машинисты» (в средних, старших и подготовительных к школе группах);
• организована выставка рисунков детей подготовительных к школе групп «Железная дорога - не место для игры!»;
• оформлены памятки для родителей «Будь примерным пассажиром», «Ребенок на железной дороге» .
Дальнейшее развитие проекта:
В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении:
разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, досугов, памяток по безопасности на железнодорожном транспорте.