Анастасия Кольцова
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуками [д], [д’] и буквой [д]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Цель – знакомство со звуками [д], [д’] и буквой [д].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Активизировать словарный запас;
• закрепить знания детей о транспорте;
Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематические процессы;
• учить различать звуки [д], [д’];
• учить характеризовать звуки по акустико-артикуляционным признакам;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со звуками [д], [д’] и буквой [д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• закрепить связь звуков и буквы;
• учить определять место звука в слове;
• развивать общую моторику;
• развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными);
• закрепить графический образ буквы [д], развивать графомоторные навыки;
• закрепить умение чтения слогов;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать усидчивость;
• прививать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, квадраты для обозначения звуков, «змейка» для определения места звука в слове, шнурки, тетрадь.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Логопед: «Послушайте загадку и постарайтесь отгадать»
Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков…
Дети: «Это дятел».
2. Анализ артикуляции, работа с зеркалом.
Логопед: «Правильно. Послушайте, как стучит дятел: Д-д-д! Покажите, как стучит дятел. Расскажите о произношении звука [д] по схеме». Дети произносят звук Д и наблюдают за артикуляцией в зеркале.
Дети: «Рот приоткрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка прижат к верхним зубам. Воздушная струя разрывает преграду. Голос включается».
Логопед: «Молодцы. Большой дятел стучит Д-д-д, а маленький дятел – дь-дь-дь. Постучите как маленький дятел».
Дети: «Дь-дь-дь». Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.
Логопед: «Расскажите о произношении звука [д’] по схеме».
Дети: «Рот приоткрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя разрывает преграду. Голос включается».
Логопед: «Скажите, какие это звуки?»
Дети: «Звук [д] согласный, твёрдый, звонкий. Звук [д’] согласный, мягкий, звонкий».
3. Дифференциация звуков [д], [д’].
Логопед: «Скажите, как мы будем обозначать звуки [д], [д’]?»
Дети: «Звук [д] – зеленый квадрат. Звук [д’] обозначаем зеленым квадратом».
Логопед: «Сейчас мы потренируемся различать эти два звука. Слушайте внимательно, и поднимайте соответствующий квадрат».
Звуки : д, в, дь, ш, дь, с, д, р, д.
Слоги: ва, до, ды, дя, му, да, но, ру.
Слова: дом, дым, мяч, дятел, нос, вода, машина, помада, собака, дерево, разбудил.
4. Определение места звука в слове.
Логопед: «Возьмите змейку, которая поможет нам определить место звука в словах».
Логопед называет слова со звуком [д] : дом, дым, вода, помада и со звуком [д’] : дятел, дерево, разбудил. Дети определяют место звуков [д], [д’] в словах с помощью змейки.
Логопед: «Скажите, что мы сейчас делали?»
Дети: «Мы определяли место звуков [д], [д’] в словах».
Логопед: «Скажите, где не встречались эти звуки в словах?»
Дети: «Они не встречались в конце».
Логопед: «Правильно, звуки [д], [д’] в конце слова не слышим».
5. Знакомство с буквой [д].
Логопед: «Будьте внимательны. Два звука [д], [д’] обозначают одну букву [д]».
Логопед пишет букву [д] на доске.
Логопед: «Возьмите, пожалуйста, шнурок и выложите букву [д]».
6. Физкультминутка «Мы – шофёры»
Логопед: «Давайте вспомним нашу физкультминутку и отдохнем».
Едем – едем на машине (руками крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправо-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)
Мы шофёры – хоть куда! (выставляем большой палец)
Логопед: «Скажите, к какому виду транспорта относится автомобиль?»
Дети: «Автомобиль – это наземный транспорт».
Логопед: «Правильно. Где передвигается автомобиль?»
Дети: «Автомобиль ездит по дороге, по земле».
Логопед: «Верно. И сейчас на дорогах можно увидеть очень много различного транспорта. Давайте его посчитаем».
7. Упражнение «Посчитай».
Логопед называет слова: автомобиль, поезд, автобус, пожарная машина, электричка, а ребенок считает от 1-5. Например, один автомобиль, два автомобиля, три автомобиля, четыре автомобиля, пять автомобилей.
8. Работа в тетради.
Логопед: «Присаживайтесь на свои места, открывайте тетради. Давайте вспомним, как нужно правильно печатать букву [д]».
Логопед объясняет и показывает правильное написание буквы [д]. Дети прописывают строчки в тетради.
Логопед: «Скажите, что вы сейчас делали?»
Дети: «Мы печатали букву [д]».
9. Чтение слогов.
Логопед: «Правильно. А теперь мы с вами почитаем».
Логопед пишет слоги на доске.
Логопед: «Буквы пришли в гости к букве [д]».
Дети читают: «Ад, уд, од, ыд».
Логопед: «А теперь буква [д] пошла в гости».
Дети читают: «Да, ду, ды, до».
10. Итог занятия.
Логопед: «Скажите, с чем мы сегодня познакомились?»
Дети: «Мы познакомились со звуками [д], [д’] и буквой [д]».
Логопед: «Вспомните и назовите слова со звуком [д] и со звуком [д’]».