Зилина Хасанова
Конспект занятия по обучению грамоте «Веселое Азбуковедение» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Веселое Азбуковедение
Тема: звуки [Д], [Дь] и буква Д. Сопоставление звуков «Д - Т»
Цель: формирование у детей умения проводить звуковой анализ слова, различая гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Образовательные задачи: Ознакомление со звуками «Д», «Дь» и буквой Д,
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; умения различать звонкие, глухие согласные. Совершенствование навыков чтения слогов и слов с новой буквой Дд.
Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Веселое Азбуковедение“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности. Формирование интереса к чтению.
Оборудование: схема анализа артикуляции. Индивидуальные карточки, набор фишек, карандаши. Картинки, «зашифрованные» буквы. Тексты для чтения. Игровизоры, фломастеры. Презентация «Встреча с новыми друзьями» из серии «Азбука».
Ход занятия
1. Организационный момент. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Вы готовы отправиться в путешествие в страну «Азбука»? Я знаю, что вы самые умные, сообразительные и поэтому можете справиться с любыми заданиями.
- Нам пришло необычное письмо, а в нем задание. Ребята, поможете отгадать, какое слово здесь зашифровано.
А О К Т С И Н Л Д М
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Какое слово у вас получилось? (ДОМИК)
- Какой звук первый в слове домик?
2. Сообщение темы занятия.
Анализ артикуляции звука «Д» Схема анализа артикуляции.
- Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»? (губы свободны)
- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»? (зубы сближены, но не сомкнуты).
- Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»? (язык стучит кончиком за верхние зубы).
- Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д» (теплая, идет посередине языка)
- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет? (работает, звук звонкий)
Характеристика звука.
- Произнесите звук «Д» еще раз.
- Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?
- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)
— Значит, какой звук «Д»?
- Одинаково или по - разному я произношу звук «Д» - «Дь»?
— Значит, какой еще звук «Д»? (твердый, мягкий, звонкий)
3. Игра «Доскажи словечко»
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом построил (домик).
4. Звуковой анализ слова «домик»
- Интересное слово «домик». Давайте разберём это слово.
- Сколько слогов в слове домик? (2 слога).
- Назовите первый слог, второй слог.
- Назовите все звуки в слове домик по порядку.
- Назовите первый звук в слове дддомик.
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
- Каким цветом его обозначим? Почему?
- Какой второй звук в слове дооомик?
- Какой это звук? (гласный, обозначим его (красным)
- Какой 3-ий звук в слове домммик?
- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).
- Сколько всего звуков в этом слове? Выкладывайте слово «домик» с помощью фишек. Сколько гласных звуков, назовите их? Сколько согласных звуков, назовите? Назовите твёрдые согласные звуки.
5. Знакомство с буквой Д. Посмотрите на букву.
- Что такое звук? Что такое буква?
- Звук Д мы обозначаем буквой Д.
- На что похожа буква Д?
- Из скольких элементов состоит буква Д? (из шести)
- Буква [Д] приглашает вас к себе в гости.
Просмотр презентации из серии «Азбука» «Приключения новых друзей»
6. Игра «Теремок с буквами»
- Найдите первую строку, пятый столбик, обведите букву в кружок. Какую букву вы нашли? Есть ли ещё буквы Д? Обведите их тоже в кружок.
7. Игра «Пройди к главной букве лабиринта». Для этого вам необходимо найти путь до главной буквы лабиринта (Д, не задевая «бусинки» с буквами. Напоминаю, что все прохождения лабиринтов начинаются с домика – стрелочки.
8. Сопоставление звуков [т], [ть] — [д], [дь] на слух. Возьмите по одной картинке, рассмотрите, необходимо разместить в два домика. В одном домике живут слова со звуками [т], [ть], а в другом домике живут слова со звуками [д], [дь]. Отбор картинок на два домика.
Физминутка
9. Развитие фонематического слуха. Игра с мячом «Договори словечко»
- Я начинаю слово, а вы заканчиваете его слогом «ДА» и называете слово целиком.
ПОМА, НАГРА, ПОБЕ, ПОГО, КОМАН, ГИРЛЯН, СЕКУН…
«ДЫ»:
ПОХО, НАРЯ, СНАРЯ…
10. Игра «Составь слово с буквами».
- Вам понравилось в гостях у буквы «Д»? Тогда, продолжаем путь по лабиринтам. Возьмите, пожалуйста, Игровизоры. Помните, при прохождении лабиринта нельзя проводить линии так, чтобы они пересекались на дорожках, необходимо составить слова.
Зрительная гимнастика под музыку. Сейчас немного отдохнем.
11. Чтение слогов и слов
- Будем читать слоги и слова по очереди: начинает читать Софья, затем продолжает Дима …
При чтении используется прием «эхо»: сначала читает один ребенок, затем хором прочитывают все дети.
12. Итог
- Что нового вы узнали? Какое задание было трудным?
- Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов мы узнали.