Оксана Егорова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный мир звуков — покорение вершин»
▼ Скачать + Заказать документы
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Волшебный мир звуков – покорение вершин».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Волшебный мир звуков — покорение вершин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте», подчеркнуть значимость занятий для речевого и общего развития детей. Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
1) обучающие :
• Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове;
• Закреплять навык звукослогового анализа слов;
• Закреплять графический образ букв
2) развивающие:
• Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
• Формирование самоконтроля за речью;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
• Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приё мы: наглядный - показ, демонстрация, иллюстрация, игровой – игра с шариками, словесный – художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Оборудование: магнитная доска для выкладывания букв, схем, символы звуков, шарики, корзина, цветные карандаши, картинка "Горы"; буквы, карточки для звукового анализа слов; иллюстрации: снег, ветер, горы, парашют.
Словарная работа: символ, гласный и согласный звук.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться нам,
Не мешай учиться нам!
- Ребята, как называются люди, которые поднимаются в горы? (ответы детей).
- Правильно, они называются альпинистами. Я сегодня тоже хочу предложить вам подняться на вершину этой горы (картина).
- Хотите побыть сегодня альпинистами? (ответы детей).
- Для того, чтобы подняться на самую высокую вершину, нам предстоит выполнить несколько заданий. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!
I. Звуковой анализ слов.
Мы стоим у подножия горы и, чтобы нам пойти дальше, давайте вспомним
- Из чего состоит наша речь? - Наша речь состоит из предложений.
- Скажите, из чего состоят предложения (из слов).
- Из чего состоят слова? - слова состоят из звуков и букв
Воспитатель: Какие бывают звуки и буквы? (звуки и буквы бывают согласными и гласными)
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом, когда мы их произносим, воздух выходит свободно не встречает преграду).
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
- Какие звуки мы называем согласными? Это звуки, когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы
Много звуков есть на свете :
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- А еще есть символы звуков - буквы.
- Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
Артикуляционная гимнастика
Прежде, чем дальше приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Воспитатель: Дети, отгадайте эту загадку:
1. Ну, конечно, чудо это!
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!
- Правильно, это гора. Разберем слово по звукам
Звуковой анализ слова "горы"
Воспитатель: Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? сколько согласных звуков? Сколько слогов? (работа инд. карточками за столами).
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием, вы справились и уже поднялись немного в гору. Поставим флажок.
Работа за столами. Индивидуальные карточки с буквами. Девочки должны зачеркнуть красным карандашом все гласные буквы. Мальчики зачеркивают синим карандашом все согласные буквы. Вот опять поднялись выше. Скоро до самой вершины доберемся.
II. Работа со слогом.
Воспитатель: Четыре человека у доски составляют слово ГОРА. Меняются местами. Прячут букву. Остальные работают на местах.
- Как вы хорошо поработали. Еще выше поднялись. Второй флажок сейчас поставим. И начинаем подниматься выше.
Поставим флажок.
Физминутка.
«Скажи наоборот». Дети встают в круг, собирают шарики в корзинку и называют слово, противоположное по значению (антонимы)
Длинный - короткий
Черный - белый
Больной - здоровый
Плакать - смеяться
Грустить – веселиться
День - ночь
Добрый - злой Мягкий - твердый
Жарко - холодно
Жадный - щедрый
Большой - маленький
Быстро - медленно
Грязно - чисто
Громкий - тихий
III. Работа с предложениями.
Воспитатель: Кто мне скажет, из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. Сейчас мы придумаем предложения со словом (гора, ветер).
(дети придумывают предложения и называют слова.).
Воспитатель: Вот какие молодцы! Столько предложений придумали.
Вот и добрались до самой вершины горы. Поставим флажок.
- А на чем мы будем возвращаться домой? (Перечисляют транспорт).
- Ребята, давайте спустимся на парашюте!
Считаем до 10 в обратном порядке. Прыгаем!
- Вот мы и дома!
Подведение итогов.
Итог: Мир букв и звуков огромен, многообразен и очень интересен. Сегодня мы с вами были альпинистами и сумели подняться на высокую гору знаний. А почему мы сумели подняться на неё? (Ответы детей). Я с вами согласна, мы были смелыми, внимательными, умными, быстрыми. Поэтому быстро преодолели все препятствия и поднялись на гору. Я уверена, что в будущем вам покорятся любые вершины!