Романенко Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к Буковке и Карандашу» по теме «Гласные, согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Гласные, согласные звуки», развивать фонетико-фонематические процессы, создать условия развития речи и умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.
Программные задачи
Коррекционно - образовательные:
-Усвоить различия произношения гласных звуков «А-У-О-И»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „В гости к Буковке и Карандашу“ по теме „Гласные, согласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
-Усвоить произношения согласных звуков «П-Н-М»;
- Умение определять место звука в слове.
- Подготовить слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму;
-Закрепить понятие гласные - согласные звуки, и правильную их артикуляцию;
- Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционно - развивающие:
-Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание и зрительно-двигательную координацию;
-Развивать фонематический слух;
-Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память.
Коррекционно - воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль за речью.
-Формировать познавательный интерес, желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал и оборудование:
Куклы Букавка и Карандаш; из картона: следы с буквами, лужа; песочный стол, песок, магнитная доска; предметные картинки к дидактической игре «Это буковка моя»; деревянные палочки к дидактической игре «Выложи букву», зеркала по счёту детей для артикуляции гласных звуков, сигналы гласных звуков, интерактивная доска. Стрелки -указатели
Литература:
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Агранович З. Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Предварительная работа: изучение гласных и согласных звуков и их различие. Изучение букв А-У-О-И-П-М-Н. Умение определять место звука в слове. Деление слов на слоги. Чтение слогов типа: АМ-ОП-УН … Печатанье букв. Картинный материал на изученный звук. Разучивание пальчиковой гимнастики и физ. минутки.
Ход
I этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Дети играют в групповой комнате (свободная игровая деятельность)
Учитель – логопед входит в группу :
-Здравствуйте мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Вы, в кружёчек становитесь,
осторожно не толпитесь!
За руки друзья возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу и учителю- логопеду.
На экране появляется куклы Буковка и Карандаш :- Здравствуйте ребята! Мы часто приходим к вам на занятие! А сегодня решили вас пригласить к нам на чаепитие! А чтобы путь был не скучный, предлагаем выполнить несколько заданий!
Учитель – логопед обращается к детям -Ну как, принимаем приглашение? Дети: - Да! -Выполним задания? Дети: - Да!
II этап. Способствуем формированию образовательных умений
Учитель – логопед обращает внимание на цветочек из зеркал, по количеству детей)
-Ребята, а вот и первое задание! Вот какой растёт цветок, лепесточи не простые, все зеркальные, цветные! Каждый лепесток сорвёт, звук сейчас произнесёт! Дети:- поочерёдно берут зеркала, смотрят на обратную сторону лепестка и произнося гласные ранее изученные - А-У-О-И. Учитель – логопед:- какие буквы вы увидели?
-Какие звуки произнесли?
-Почему их так называют? Дети – потому, что они имеют преграду и не поются!
Учитель – логопед – Молодцы ребята! Правильно! Вот и стрелка на пути, что за задание приготовил Карандаш? (Читает «Возьмите букву с лепестка и найдите её звуковой символ») Дети: - берут букву и выполняют задания проговаривая:- Это звуковой символ буквы А. О. У. И…
Учитель – логопед – Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились! Идём дальше!
-Ребята посмотрите! на пути пенёк у нас, а рядом буквы стоят, кто узнал их, назови Дети – произносят М-Н-П
Учитель – логопед - кто догадался, какие звуки вы произнесли? Дети – согласные!
-А почему так называются? Дети – потому, что они имеют преграду и не поются!
Учитель – логопед - Вы ответили верно, ребята! Продолжаем путь!
Учитель – логопед – Смотрите, на пути лежат буквы, ну чего- то у каждой не хватает. Почините их. Дети –выкладывают буквы из деревянных палочек
- Мила какую букву ты починила, а ты Максим? Молодцы! Вы хорошо запомнили буквы!
Учитель – логопед – Подойдите к дереву и найдите картинку, которая начинается на выложенную вами букву. Дети – подходят к дереву, снимают картинку на свой звук. Проговаривают
- У меня А – арбуз, У- улитка. и т. д.
-Разделите слова на слоги Дети – у меня изображён АРБУЗ -2слога, у меня изображена МАШИНА -3 слога…и т. д.,
Учитель – логопед - Хорошо! Продолжим путь!
-Смотрите, что это (су –джо шарики? Дети – «Ёжики»!
- Это говорит о том, что пора сделать нам массаж ладошек! Дети – беру в руки су – джо шарик и выполняют массаж по тексту
-Шарик, шарик я кочу
Массаж сделать хочу
Влево- вправо, верх- вниз!
Шарик, шарик я кочу
Массаж сделать хочу!
Учитель – логопед – Здорово! ладошки разогрели? Можно переходить к следующему заданию! «Найдите место звука в слове!» Перед вами лежат картинки, в верхнем левом углу бука. Найдите заданный звук в слове, положите «Ёжика» в схеме под картинкой. Дети Подходят к столу.
Определяют место звука в слове и выкладывают на схеме. Проговаривают:
- В слове ДОМ звук «М» в конце слова…
Учитель – логопед - Какие вы молодцы!
Скажите ребята, а когда буквы соединяются две и более, что получается? Дети – Слоги!
-Я вам предлагаю поиграть, слоги прочитать! Дети - читают слоги, шагая по следам
АМ-УН-ОП-ИМ-АН-ОМ-УП
III этап. Способствуем проведению детской рефлексии
Учитель – логопед – какие же вы молодцы!
Появляются Буковка и Карандаш
- Ребята, как здоров, что вы пришли!
-Это значит, что вы все задания выполнили правильно!
Учитель – логопед- Ребята, что мы сегодня с вами повторили? Дети - звуки, буквы, слоги -Какие бывают звуки? Дети – гласные и согласные!
- Какие задания были сложные? А какие простые? Ответы детей!
Буковка и Карандаш приглашают ребят на чаепитие!